ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО: ОПЫТ ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В свете тенденций развития общества в статье рассмотрены ориентиры для совершенствования инженерного образования. Систематизированы требования к организации образовательного процесса, позволяющие эффективно развивать у студентов профессиональные и универсальные компетенции. Выделены противоречия, связанные с недостаточной готовностью преподавателей, работодателей, студентов выполнять новые функции. Сделан вывод о том, что в условиях нерешенности ряда проблем целесообразно осуществить поэтапный переход к новому типу инженерного образования, на каждом этапе реализуя не только возможные на данный момент изменения в образовательном процессе, но и меры, способствующие разрешению противоречий и создающие предпосылки успешного перехода к следующему этапу. Охарактеризованы наиболее результативные действия первого этапа совершенствования инженерного образования: разработка собственных образовательных стандартов, введение проектного обучения, проведение конкурса лекторов, применение независимой оценки образовательных результатов, создание системы взаимодействия с работодателями и системы работы со школьниками и др.
Об авторах
Г. Е. ВЕСЕЛОВРоссия
д-р техн. наук, доцент, директор
Н. А. ЛЫЗЬ
Россия
д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
А. Е. ЛЫЗЬ
Россия
канд. техн. наук, доцент
Адрес: 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, д. 2
Список литературы
1. Лукша П., Песков Д. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад Global Education Futures. URL: http://www.edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_full.pdf
2. Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Волков А.Е. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. №1. С. 32–64.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад / Под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.
4. Реморенко И.М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 54–72.
5. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3–8.
6. Knobbs C.G., Grayson D.J. An approach to developing independent learning and non-technical skills amongst final year mining engineering students // European Journal of Engineering Education. 2012. Vol. 37. № 3. P. 307–320.
7. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. 2012. № 10. С. 50–65.
8. Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 47–51.
9. Иванов В.Г., Похолков Ю.П., Кайбияйнен А.А., Зиятдинова Ю.Н. Пути развития инженерного образования: позиция мирового сообщества // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 67–79.
10. Рудской А.И. Какие инженеры нужны России? // Инновации. 2015. № 5 (199). С. 3–7.
11. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 50–57.
12. Веселов Г.Е., Лызь А.Е., Горбунов А.В. Концепция собственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в области информационной безопасности в Южном федеральном университете // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 47–54.
13. Бродер Р., Малмквист Й., Эдстрем К., Кроули Э., Остлунд С. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. М.: ВШЭ, 2015. 540 с.