Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 30, № 6 (2021)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

9-26 92
Аннотация

В статье рассматривается развитие управленческой практики в области кадровой политики и управления человеческими ресурсами (УЧР) в российских университетах под влиянием Проекта 5-100. Глобализация интенсифицировала процессы корпоративизации университетов и распространения практик эффективного менеджмента; национальные программы академического превосходства способствовали унификации этих практик и усилению принципа управления по результатам (performance-based governance) в высшем образовании в мире в целом. Всё это повлияло на трансформацию практик в области УЧР в университетах. Показано, что эти вопросы хотя и поднимаются в российских исследованиях академической среды, но носят фрагментарный характер, фокусируясь на отдельных аспектах и не формируя целостной картины трансформации системы УЧР в российских университетах. Данная работа преодолевает этот дефицит и описывает целостный кейс кадровой политики и системы УЧР в одном из ведущих российских вузов – Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».
Исследование проводилось среди 25 сотрудников НИЯУ МИФИ методом полуформализованных интервью. Для разных категорий сотрудников (топ-, мидл-менеджмент, рядовые сотрудники) было разработано четыре гайда, включающих более 25 вопросов, фокусирующихся на восприятии сотрудниками разных составляющих системы УЧР в университете. Проведённое исследование показало, что система УЧР в НИЯУ МИФИ значительно трансформировалась под воздействием Проекта 5-100: кадровая политика была формализована в верхнеуровневых стратегических документах; отстроились процессы, связанные с наймом и отбором иностранных сотрудников, в результате чего наблюдается значительный рост их числа; важную роль стали играть глобальные партнёры, формирующие заказ на реализацию программ развития кадров; создана комфортная среда для аппробации инициатив и предоставлены избыточные возможности профессионального развития. Ряд зафиксированных характеристик являются прямым или косвенным следствием участия университета в Проекте 5-100, свидетельствуя в целом о его положительном влиянии на кадровую политику и систему УЧР. Полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для формулирования рекомендаций по совершенствованию кадровой политики и системы УЧР в российских университетах как важной составляющей системы управления в целом.

27-34 67
Аннотация

Процесс функционирования инклюзивного образования в мире развивается с разной скоростью. В Российской Федерации инклюзивное образование реализуется в первую очередь на уровне школы, но одним из важнейших аспектов социализации является дополнительное образование, и в этой связи потребности детей с ограниченными возможностями здоровья остаются во многом нерешённым вопросом. Концепция национального мониторинга дополнительного образования детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья находится в центре фокуса данной статьи и обладает высокой степенью новизны. В статье представлен проект инструментария мониторинга субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления дополнительной образовательной деятельности для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья, который включает восемь блоков: структура организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей в каждом субъекте Российской Федерации; реализация дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в субъектах страны по разным направлениям; материально-техническое обеспечение организаций; кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информация о реализуемых дополнительных образовательных программах для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; типичные препятствия, возникающие в ходе деятельности, организуемой субъектами, осуществляющими реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информационные ресурсы и система межведомственного взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ для детей, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья; финансовые вопросы. Также предполагается фиксация наличия либо отсутствия регионального центра дополнительного образования детей, его официального наименования, количества подведомственных организаций, реализующих в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительные образовательные программы по различным направлениям: искусство, спорт, наука, социология и педагогика, технические науки, туризм и краеведение, интеллектуальные игры. Эта статья может быть полезна экспертам, изучающим проблемы инклюзии.

35-46 172
Аннотация

В работе анализируются результаты рейтинга научных учреждений Scimago Institutions Rankings за всё время его существования. Приведено детальное описание методики рейтинга и необходимое условие для включения в ранжируемый список – публикация работниками вуза более 100 работ в базе данных Scopus. Отмечен почти двукратный рост числа университетов в перечнях рейтинга за десять лет. Показана динамика по ряду стран и проанализированы причины изменений. Продемонстрирована конкуренция Китая и США. Отмечено, как принятие политических решений, таких как «майские указы» в Российской Федерации или проекты «211» и «985» в Китае, увеличивают число вузов страны, участвующих в рейтингах. Отмечены страны, которые за десятилетие смогли кратно увеличить присутствие своих университетов в рейтингах: Вьетнам, Иран, Индонезия и др. Даётся оценка темпа роста числа публикаций вуза для сохранения своих позиций в наукометрических рейтингах. Проведён анализ времени, необходимого для имплементации и учёта рейтинговыми агентствами изменений, инициированных государственными программами повышения конкурентоспособности.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 

47-59 84
Аннотация

Президент России в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г. поставил задачу «дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». Решение данной задачи требует трансформации системы высшего образования в России. В образовательном сообществе возникла дискуссия о путях этой трансформации. Одним из возможных вариантов стал перевод российского образования на американскую систему Liberal Arts. С целью проверки целесообразности использования системы Liberal Arts для подготовки инженеров проведено сравнительное исследование. В результате сделан вывод, что предложения по замене российской системы высшего образования на американскую систему Liberal Arts для инженерного образования являются неактуальными, так как основные базовые цели и принципы построения этих систем совпадают, а имеющиеся отличия обусловлены спецификой инженерной деятельности.

60-69 753
Аннотация

Пандемия коронавируса в 2020 г., повлёкшая за собой массовый и экстренный переход к удалённым формам обучения, привлекла внимание к проблематике электронного дистанционного обучения (ЭДО). Цель данной статьи – анализ дидактических аспектов опыта использования методов и технологических средств ЭДО, оценка потенциального позитива и реального негатива этого процесса, выработка рекомендаций по рациональному применению современных виртуальных учебных сред. В основу исследования положены методы системного анализа, педагогической психологии и дидактики, многолетний опыт авторов в сфере ЭДО.
Проведён анализ двух основных дидактических подходов в современном ЭДО: 1) занятия в виртуальном классе, в большинстве своём копирующие традиционные методики классно-урочной системы обучения, 2) преимущественно самостоятельная когнитивная деятельность учащихся в системах управления обучением с использованием специально подготовленных цифровых образовательных ресурсов. Показано, что значительная часть негативных аспектов ЭДО в период пандемии обусловлена попытками реализовать с помощью инновационных электронных технологий рудименты привычной классно-урочной системы обучения.
Даны рекомендации по структуре электронного дистанционного курса в современных системах управления обучением, предусматривающие возможность свободы выбора времени и места учебной работы с необходимой регламентацией содержания и процесса обучения, присущей учреждениям формального образования.
Рассмотрен ряд позитивных аспектов ЭДО, связанных с его качеством, всё более расширяющимися границами применения, воспитательным потенциалом и экономической целесообразностью. Показана важность правильной оценки возможных негативных аспектов ЭДО. Причина их вовсе не в электронных инструментах, а в дидактически некорректных методиках учебной работы с ними. Для создания новых методик обучения, ориентированных на инновационные электронные инструменты, нужны исследования психологических и дидактических аспектов ЭДО в сферах мотивации учащихся, разработки цифровых образовательных ресурсов, геймификации, подготовки педагогов и др.

70-79 70
Аннотация

Концептуальными предпосылками раскрытия обозначенной темы приня- ты следующие идеи: 1) утверждение о принципиальной изменчивости содержания высшего образования в историческом и логическом ракурсе; 2) рассмотрение совместной деятельности стейкхолдеров системы высшего образования в качестве коллективного субъекта изменений в содержании образования;3) выделение двух измерений содержания образования – предметного и коммуникативно-деятельностного. Выявлена ведущая роль скрытого содержания образования в трансляции социокультурных ценностей, обеспечивающая становление ценностно-мировоззренческих характеристик личности компетентного выпускника, способного к эффективной профессиональной деятельности в условиях постиндустриальной эпохи. Раскрыта динамическая структура скрытого содержания образования, включающая коммуникативную и предметную составляющие и определяющая соответствующие направления обновления. Оно реализуется посредством социокультурной рефлексии передаваемого социального опыта, для развития которой автором предлагается диагностико-формирующая методика «Мои социокультурные ценности». В результате обновления скрытого компонента содержания образования происходит его трансформация в «неявный» (обновлённый скрытый), который обеспечивает совершенствование подготовки специалистов различных направлений и профилей, выполняя принцип опережающего развития высшего профессионального образования.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 

80-96 70
Аннотация

В период вынужденного удалённого обучения, вызванного угрозой распространения коронавирусной инфекции, российским университетским преподавателям, так же, как и их зарубежным коллегам, пришлось в кратчайшие сроки приобрести новые умения в области информационных технологий и организации занятий исключительно в электронном режиме. Однако изменения в структуре деятельности преподавателей не ограничились только информационной и методической компетенциями. Актуальность настоящего исследования состоит в проверке гипотезы о возникновении нового типа педагогической культуры преподавателя, характеризующегося особым осознанием гуманистической и социальной роли педагога в ходе реализации электронного обучения. Целью является исследование контентного наполнения нового типа педагогической культуры, а также её структурных компонентов, в качестве которых выступают компетенции, наличие которых актуализировалось в период пандемии. В исследовании использовались теоретические (изучение и анализ научных публикаций по вопросам компетенций преподавателей, особо востребованных в период пандемии, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирические (беседа, анкетирование, наблюдение) методы исследования. Проведённое эмпирическое исследование, а также анализ отечественных и зарубежных публикаций показывают, что, несмотря на краткосрочность удалённого обучения, преобразования в педагогической культуре имеют характер качественного скачка и имеют глобальный характер, так как затронули преподавателей во всех странах. Это позволяет заявлять о возникновении нового типа педагогиче- ской культуры, а именно «электронной» педагогической культуры преподавателя высшей школы, которая является закономерным результатом развития «базовой» культуры и характеризуется изменением приоритетов в структуре и содержании составляющих её блоков компетенций. В статье проведено сравнение реальных изменений в структуре личности преподавателя с прогнозами относительно «компетенций будущего», а также с «информационной педагогической культурой», которая, как считается, возникла в процессе проникновения информационных технологий в образовательный процесс. Научная новизна исследования состоит в обосновании возможности преобразования «базовой» педагогической культуры преподавателя под влиянием внешних и внутренних факторов. В теоретическом плане исследование расширяет научное представление о сущности педагогической культуры преподавателя, закономерностях её развития и преобразования, а также её компетентностной структурной организации.

97-107 78
Аннотация

С учётом богатого опыта применения мультимедийных презентаций в качестве учебного инструмента в высшей школе, в целях внедрения новых подходов и разработки методологии назрела необходимость определить сильные и слабые стороны существующих практик, в особенности выявить эмоциональное отношение студентов высшей школы к существующим лекциям-презентациям в учебном процессе и определить соответствующие возможности улучшения практики применения интерактивных и визуальных образовательных инструментов.
Эмпирической основой исследования явились результаты анкетирования студентов 2–4-х курсов бакалавриата Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России в 2019–2020 уч. году. В опросе приняли участие 404 респондента. Для обработки полученных данных использовались программы Google Forms и Microsoft Office Excel, общенаучные методы (сравнение, обобщение), методы статистического анализа, а также контент-анализ.
Проведённое эмпирическое исследование показало высокий уровень удовлетворённости студентов объёмом и эффективностью применяемых в учебном процессе мультимедийных презентаций, а также подтвердило теоретические представления о преимуществах и ограничениях линейных по форме презентаций, которые доминируют в образовательной среде. Критические замечания включали ошибки дизайна, перенасыщенность визуальным материалом, рассинхронизацию активностей и недостатки в поведении оратора. Среди новых приёмов работы с материалами презентаций было отмечено фотографирование слайдов. Важным наблюдением стал выраженный студентами запрос на самодостаточность визуального ряда и получение доступа к материалам презентации.
Были выявлены перспективы и возможности преобразования привычных лекций и учебной среды в целом с учётом существующего опыта проведения презентаций в вузе; предложены пути решения возникающих проблем с восприятием и усвоением материала студентами и даны конкретные рекомендации по организации широкого круга занятий с визуальным и интерактивным компонентами. На сегодняшний день это, в первую очередь, удалённые онлайн-курсы (MOOC, e-learning) и новые формы организации аудиторных занятий (“перевёрнутый класс”).

108-119 51
Аннотация

Исследование роли эмоций в образовании имеет уже сложившиеся традиции. Актуальность изучения эмоций в электронном образовательном пространстве обусловлена расширением дистанционного образования как в России, так и в других странах. Системный анализ позволяет выделить множество функций, которые выполняют эмоции в обучении, к ним относятся: мотивационная, смыслообразующая, регулятивная, коммуникативная, направляющая, активизирующая, функция повышения творческого потенциала, интегративная, социализирующая, целеполагающая. В электронном образовании большую роль играет текстовая информация. Поэтому важное место занимают лингвистика эмоций, дискурсивные эмоции и формы вербализации эмоциогенной информации. Методологическое значение для исследования эмоций в электронном образовательном пространстве имеют концепции «эмоционального дизайна». Исследование позволило выявить различную ценность для студентов когнитивных и трансакционных эмоциогенных факторов дизайна электронного пространства. Среди них выделяются: яркость и доступность визуальных знаков, традиции и «обычаи», обратная связь, надёжность электронной системы. К наиболее значимым трансакционным эмоциогенным факторам относятся: социальная коммуникативность, визуализация, индивидуализация в оформлении сайта, ретрансляция ценностных установок через электронное образовательное пространство. Влияние эмоциогенных факторов различается на ZOOM, MOODLE и LMS. Исследование эмоций при работе в электронном пространстве позволяет выделить направления развития информационной образовательной среды вуза.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН 

121-131 65
Аннотация

Одна из ярких примет современной жизни – компьютеризация, цифрови- зация, роботизация. В связи с этим достаточно старая научная проблема искусственного интеллекта приобрела новое звучание и разнообразные прикладные аспекты. Система высшего образования также оказалась вовлечённой в орбиту информационных технологий. На примере Воронежского государственного университета раскрыты две основные области информатизации и компьютеризации: во-первых, научная разработка университетскими учёными проблем искусственного интеллекта и использование технологий искусственного интеллекта для проведения исследований и, во-вторых, подготовка современных специалистов в области ИТ-технологий на специализированных факультетах и расширение цифровой компетентности выпускников других направлений подготовки и специальностей. Поднимается вопрос о необходимости разностороннего знакомства студентов с данной областью современной науки, включающего изучение не только искусственного интеллекта как «помощника» человека, но и ограничений основанных на нём технологических решений.

132-143 57
Аннотация

В статье обсуждается проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи. Авторы отмечают недостаточную разработанность данной темы в современной психолого-педагогической науке, хотя в современных условиях массированного воздействия на сознание молодого поколения разнонаправленных социальных факторов и влияний она приобретает повышенную значимость. Предлагается авторский подход к трактовке понятия «нравственный иммунитет» как особого личностного новообразования, выполняющего функции обеспечения психологической резистентности к негативным факторам, способным нарушить нормальный ход развития и социализации личности, а также создания основы для формирования у неё устойчивой нравственной позиции по отношению к другим людям и самой себе. В структуре нравственного иммунитета выделены ценностный, чувственный и нравственный компоненты. На материале эмпирического исследования студентов разной профессиональной направленности показано, что последние два компонента характеризуются определённой рассогласованностью своих проявлений. Раскрываются некоторые направления работы со студентами, обеспечивающие развитие у них нравственного иммунитета в образовательной среде вуза.

144-155 54
Аннотация

В статье реализована попытка представления успешности работников старших возрастов в условиях парадигмы спортинга и формирования экомышления в организациях. Показаны причины переосмысления пролонгированной трудоспособности возрастных работников как новой нормальности. Приведены особенности преподавательской занятости в высшей школе и обоснована необходимость формирования в вузах экоусловий для удержания в организации ключевых профессоров и доцентов, продолжения ими своего творческого труда. Дана характеристика успешного, здорового, активного и продуктивного старения. Определены мероприятия, способствующие замедлению преждевременного кадрового старения.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

156-168 66
Аннотация

Образовательная миграция во многом определяет динамику и характер экономического развития страны. В этом контексте возрастающей проблемой для Казахстана является регулирование образовательной миграции в условиях жёсткой конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Проведён обзор публикаций, который показал, что вопросы регулирования образовательной эмиграции недостаточно широко освещены в научном дискурсе, в частности, необходима разработка её политико-правовых аспектов. Актуальность данного исследования определяется постепенным расширением образовательных контактов Казахстана с другими странами и необходимостью выявления конкурентных преимуществ зарубежных образовательных систем перед национальной системой высшего образования Казахстана. Статья посвящена рассмотрению основных мотивов, причин и последствий образовательной миграции из Казахстана. Проанализирована деятельность органов власти и способы регулирования молодёжной миграции; разработаны новые методы регулирования внешних миграционных процессов и даны рекомендации по минимизации рисков, связанных с оттоком молодёжи из страны. Для выявления основных тенденций развития образовательной миграции из Казахстана исследование проводилось на основе сбора информации путём анкетирования казахстанских студентов, об- учающихся в России (183 человека), а также её детальной обработки и контент-анализа. Результаты исследования выявили основные причины динамичного роста образовательной эмиграции: высокое качество образования за рубежом, доступность обучения в вузах России, комфортные условия обучения и проживания для казахстанцев и др. Предложены рекомендации для органов власти по регулированию образовательной миграции, которые могут быть использованы и для других стран, сталкивающихся с проблемой оттока молодёжи за рубеж с целью получения образования. Результаты этой работы могут быть полезны учёным и преподавателям, занимающимся исследованиями различных аспектов образовательной политики Казахстана.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)