Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 10 (2019)
Скачать выпуск PDF

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

9-24 91
Аннотация

Управление изменениями в сфере подготовки и аттестации научных кадров предполагает наличие надёжного информационного обеспечения в виде статистических и социологических данных. Существующая в настоящее время система мониторинга деятельности аспирантур не в полной мере отвечает этим требованиям, что затрудняет объективную оценку реализации аспирантурой её главной функции – подготовки научных работников и преподавателей высшей школы. В статье предпринята попытка восполнить эту информационную лакуну на основе анализа созданной авторами базы данных, которая содержит информацию о защитах диссертаций и результатах научной деятельности выпускников аспирантур 2013 г. девяти российских университетов в течение пятилетнего периода после окончания аспирантуры (N = 1178). Информация о результатах научной деятельности каждого из выпускников получена из открытых информационных источников: портала Высшей аттестационной комиссии, электронного каталога Российской государственной библиотеки, баз данных Scopus, eLibrary.ru, Института промышленной собственности. В результате исследования установлено, что реальные сроки продвижения аспирантов к учёной степени детерминированы дисциплинарными факторами. В целом по выборке удельный вес лиц, защитивших диссертации, составляет 45% от общей численности выпуска, что в 1,7 раза превышает долю выпускников, защитивших диссертации в процессе обучения. Приблизительно 90% выпускников защищают диссертации не позднее двух лет после окончания аспирантуры. Приведены количественные данные о дисциплинарных особенностях закрепления выпускников аспирантур в академической сфере. В среднем на академических позициях закрепляется более 60% кандидатов наук. Полученные данные о российских аспирантах хорошо согласуются с результатами мониторинга выпускников докторских программ в странах Европы и США. Результаты работы позволяют по-новому взглянуть на методологию диагностики эффективности вузовских аспирантур.

25-37 47
Аннотация

В контексте обсуждения проблемы формирования компетенций исследователя обоснована актуальность обращения к фигуре научного руководителя. В этой связи показано, что научное руководство – это определяющий элемент научного образования. Рассмотрены задачи, которые стоят перед научным руководителем, качества, которыми он должен обладать для успешного решения этих задач, функции, осуществляемые для их решения, а также условия нормального хода научного руководства и ограничения, препятствующие ему. Среди возможностей и ограничений выделены факторы квалификации научных руководителей, их мотивации, стиль научного руководства. На основе проведённого анализа выявлены проблемы и противоречия в процессе осуществления научного руководства, сформулированы предложения по их преодолению. Статья подготовлена с использованием материалов экспертных интервью, проведённых в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества «Разработка современной модели формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ по фундаментальным направлениям подготовки и специальностям высшего образования».

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

38-49 41
Аннотация

Понижение уровня грамотности и плохое владение родным языком у студентов, аспирантов, преподавателей вузов приводят к появлению стилистических погрешностей в статьях и аннотациях российских авторов, что может явиться причиной отказа в публикации рукописей в зарубежных англоязычных журналах. Автор рассматривает задачу улучшения удобочитаемости (readability) аннотаций и текстов научных статей преподавателей технических и естественных специальностей вуза. Удобочитаемость (читабельность) текста определяется не только количеством слов, т.е. длиной предложения, но и структурой предложения, его грамматическим и лексическим оформлением. К появлению стилистических погрешностей в англоязычном тексте ведут различия в научном дискурсе на английском и русском языках, в частности, сложное построение предложений, явление номинализации, чрезмерное использование пассивного залога в русскоязычных текстах. В статье рассматривается билингвальное обучение как процесс приобщения обучающихся к англоязычной культуре на основе сопоставления стилистических различий между родным и английским языками. Анализ различий приводит к пониманию необходимости предпереводческой подготовки текста на русском языке. В статье предлагаются следующие приёмы предпереводческой подготовки предложений: сокращение длины предложения до 10–20 слов за счёт исключения неинформативных слов и разделение сложного предложения на два-три по принципу «одна мысль – одно предложение». На примерах показано, каким образом возможно отредактировать цепочку существительных в родительном падеже, которая приводит к появлению множества предлогов “of” в англоязычном тексте. Отдельное внимание уделяется использованию параллельных конструкций при перечислении. Как результат специально организованного обучения у российских авторов появится возможность писать ясные, чёткие и понятные тексты на русском и английском языках в соответствии с принятыми международными языковыми конвенциями.

50-57 33
Аннотация

В данной статье рассматриваются предварительные результаты обучения научно-педагогических работников Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) на курсах повышения квалификации по академическому письму. Обучающие программы трудоёмкостью от 36 до 72 часов разработаны учебно-методическим отделом Офиса академического письма, открытого в вузе в 2016 г. с целью совершенствования академической грамотности научно-педагогических работников университета, развития навыков профессиональной коммуникации на английском языке, а также поддержки авторов, желающих опубликовать свои работы в высокорейтинговых научных журналах, индексируемых в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science. В результате освоения этих программ авторы научных статей получают знания об основах академического письма, структуре научной статьи, научном стиле и его лексических и грамматических особенностях в английском языке, о редактировании статьи, а также о работе с наукометрическими базами данных и особенностях публикационной стратегии. По результатам исследования, проведённого в период с октября 2016 по декабрь 2018 гг., представлены статистические данные об аффилиации слушателей (принадлежность к вузу), контингенте (занимаемая должность) и востребованности предлагаемых программ обучения (количество слушателей, прошедших обучение по каждой из программ). Полученные данные свидетельствуют об особом интересе к курсам со стороны представителей социально-гуманитарных и технических дисциплин. Курсы академического письма наиболее востребованы сотрудниками, работающими в должности доцента, имеющими опыт публикационной деятельности на русском языке. Особый интерес у авторов вызывают интенсивные практико-ориентированные программы. После прохождения курсов слушателями поданы на рассмотрение в высокорейтинговые журналы и сборники конференций научные статьи на английском языке, подготовленные при поддержке Офиса академического письма. Образовательная деятельность Офиса академического письма может получить своё развитие в ходе разработки и реализации новых, в том числе дистанционных, обучающих программ, показателем эффективности которых будет повышение публикационной активности сотрудников вуза.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

58-72 22
Аннотация

В статье предложены рубрики для самооценки образовательных программ магистратуры и аспирантуры в области техники и технологий на основе стандартов FCDI (Forecast, Conceive, Design, Implement) и FFCD (Foresight, Forecast, Conceive, Design) по аналогии с рубриками для самооценки программ бакалавриата на основе стандартов CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate). Стандарты FCDI и FFCD разработаны для программ магистратуры и аспирантуры по техническим направлениям в результате эволюции подхода CDIO по аналогии со стандартами CDIO, изначально созданными для программ бакалавриата. Стандарты CDIO/FCDI/FFCD рекомендуется применять при проектировании и реализации трёхуровневых программ в области техники и технологий для подготовки выпускников, соответственно, к комплексной, инновационной и исследовательской инженерной деятельности, принимая во внимание особенности разделения труда в инженерной профессии. Рубрики с 6-уровневой шкалой полезно использовать для оценки степени соответствия инженерных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры рекомендациям стандартов CDIO, FCDI и FFCD, соответственно.

73-82 28
Аннотация

Актуальность темы исследования предопределена существенными изменениями параметров отечественного и мирового образовательного пространства. Модернизация образовательных технологий, появление электронного библиотечного ресурса, активное использование информационно-коммуникационной сети Интернет в учебном процессе расширяет возможности по реализации права на образование, делает его доступным независимо от места жительства и материального положения обучающихся. Вместе с тем известно, что российская нормативно-правовая база образовательного процесса на уровне высшего образования универсализирована для любых образовательных программ независимо от формы их реализации и применяемых образовательных технологий, что влечёт отказ многих вузов от дистанционных образовательных технологий. В статье обобщается известная авторам отечественная практика применения дистанционного обучения с использованием статистических данных, анализируются концептуальные позиции ведущих исследователей проблемы, составляются прогнозы относительно будущего развития цифровых технологий в сегменте высшего образования на российском рынке образовательных услуг. Делаются выводы о необходимости дифференциации требований федеральных государственных образовательных стандартов в зависимости от способов и форм реализации образовательных программ, упрощения требований к проведению практик, текущего и промежуточного контроля результатов обучения, к материально-техническому обеспечению при использовании дистанционного высшего образования. Вносятся предложения по совершенствованию методического обеспечения и нормативно-правового регулирования процесса реализации образовательных программ с применением цифровых технологий.

83-95 32
Аннотация

В статье поднимается проблема формирования предпринимательских компетенций у студентов в вузах в ответ на сложившуюся ситуацию в экономике, связанную с отсутствием специалистов, способных организовывать инновационно-технологический бизнес на Территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Авторами осуществлён анализ профессиональных предпочтений выпускников Национального исследовательского Томского политехнического университета (Россия), Университета Загреба (Хорватия), Лионского университета (Франция). Определены причины, по которым выпускники не создают собственный бизнес. В рамках исследования в целях установления востребованного кластера предпринимательских компетенций выпускников вузов, имеющих базовое техническое образование, проводился опрос представителей российских и зарубежных компаний, работающих в России, в том числе резидентов ТОСЭР. Определён перечень ключевых предпринимательских компетенций, необходимых выпускнику для успешной предпринимательской деятельности, способствующих формированию у него компетентности в области управления и бизнеса.

Авторы считают, что для формирования предпринимательской компетентности в образовательном процессе вуза должны быть созданы определённые условия по подготовке студента к ведению предпринимательской деятельности, а именно включение в учебные планы ряда дисциплин (технологическое предпринимательство, управление проектами, бизнес-планирование); применение интерактивно-проектных методов обучения, ориентированных на формирование готовности выпускника вуза к созданию собственного бизнеса; взаимодействие университетов и предпринимательских структур, основными из которых являются резиденты ТОСЭР; прохождение производственных практик студентами вузов.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

97-105 22
Аннотация

В последнее время всё больше внимания учёных уделяется вопросам цифровизации. Сегодня цифровизации подвергаются даже те сферы и процессы, например, социализация личности, в которых ещё несколько десятилетий назад присутствие и значение цифровых технологий мало кто предполагал. Вместе с тем анализу влияния цифровизации со стороны научного сообщества в большей степени подвергается экономическая составляющая жизни социума и непосредственно сфера IT. Гораздо меньше научной литературы, где предметом исследования является воздействие новых технологий на социокультурную сферу. При этом даже те учёные, кто исследует духовную жизнь нашего общества, отводят ей во взаимоотношениях роли «второго плана».

В данной статье утверждается, что дальнейшее технологическое развитие социума невозможно без развития социокультурной сферы – ценностей, норм и других атрибутов, определяющих поведение и деятельность социальных групп, общностей и индивидов. Волновое развитие экономики, в том числе цифровой, зависит не только от технологий, но и от нового этапа в развитии культурных ценностей. А успешность так называемой четвёртой промышленной революции, её прогрессивное влияние на развитие человечества всецело связаны с развитием культуры, науки и образования.

106-117 18
Аннотация

В условиях непрерывной модернизации системы образования всё более актуализируются проблемы качества подготовки учителя как ключевой фигуры всех проводимых реформ. При этом предпринимаемые меры совершенствования системы педагогического образования зачастую сводятся преимущественно к внедрению новых организационно-управленческих механизмов и практически не затрагивают внутреннюю содержательно-технологическую структуру образовательного процесса подготовки учителя.

Современные педагогические вузы, испытывая дефицит сильных абитуриентов, находятся в постоянном поиске инновационных моделей подготовки педагогов, способных решать нестандартные социальные и профессиональные задачи. Однако последние исследования в данной области не в полной мере учитывают природу педагогической деятельности, организационные и психолого-педагогические условия её формирования. Поэтому возникает необходимость специального исследования процессов и средств обновления содержательно-технологических основ подготовки педагогических кадров в целях контроля уровня сформированности у них профессиональных компетенций в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов. Речь идёт о создании особой образовательной системы педагогического вуза, которая смогла бы обеспечить гармоничное и синхронное усвоение будущими специалистами как предметных знаний, так и способов педагогической деятельности.

В статье проводится теоретическое исследование, направленное на выявление ключевых закономерностей проектирования нового содержания педагогического образования, основой которого является формирование будущего учителя как субъекта собственной профессиональной деятельности. Описан опыт использования субъектно-ориентированной модели образования, реализуемой в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Эффективность указанной модели подтверждена достаточно высоким уровнем осознанного освоения студентами способов проектирования и конструирования образовательного процесса, наличием позитивного и актуально обусловленного опыта осуществления педагогической деятельности.

118-127 21
Аннотация

Научная иллюстрация является важным компонентом биологических исследований. В работе обосновывается важность сопровождения научной публикации, в частности в биологии, оригинальными иллюстрациями, рассмотрены особенности и критерии качества научной иллюстрации. Представлены наиболее доступные техники научной иллюстрации и даны практические рекомендации для выполнения рисунков биологических объектов. Отмечается необходимость введения курсов научной иллюстрации в образовательные программы российских университетов.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

128-139 43
Аннотация

Статья посвящена обобщению ряда вопросов профессионального развития профессорско-преподавательского состава Университета ИТМО при помощи неформального обучения в условиях внедрения современных образовательных технологий в российских вузах. Проектной командой университета была разработана и реализована программа сетевого (взаимного) обучения преподавателей ITMO.EXPERT, в рамках которой они могут делиться опытом использования современных образовательных технологий, в том числе цифровых. В статье описываются первичные итоги проекта, анализируются его особенности и текущие проблемы, предлагаются меры по повышению его эффективности. Особое внимание уделяется анализу таких аспектов проекта, как компетенции, которые необходимо развивать у его участников; особенности целевой аудитории, которые следует учитывать для более успешной реализации проекта; структура отдельного мероприятия в рамках ITMO.EXPERT и структура всего проекта.

140-151 13
Аннотация

В настоящей работе на примере дисциплины «Химия» рассмотрены основные проблемы у студентов с инвалидностью по слуху при изучении общеобразовательных естественнонаучных дисциплин в техническом университете в условиях инклюзии. Они связаны как с их низким уровнем знаний школьного курса химии, так и с их индивидуальными особенностями восприятия учебного материала. Задача преодоления затруднений обусловила необходимость формирования у студентов с нарушениями слуха специальных компетенций, способствующих освоению ими университетского курса химии на уровне требований самостоятельно устанавливаемых вузом образовательных стандартов (СУОС). Авторами статьи разработаны и внедрены в образовательный процесс технологические и организационно-педагогические решения, содействующие формированию этих компетенций у студентов с нарушением слуха. Апробированный адаптивный курс «Когнитивные технологии сопровождения дисциплины “Химия”» реализуется параллельно с базовой дисциплиной «Химия» на её на материале. Преподавание этого курса осуществляется в созданной в МГТУ им. Н.Э. Баумана доступной среде мультимедийных аудиторий, обеспечивающей специальные образовательные условия для студентов. Предлагаемые курсом когнитивные информационно-коммуникационные технологии способствуют созданию этих условий. При их применении у студентов с инвалидностью по слуху формируются специальные компетенции (СК) – компенсаторные и одновременно личностно-адаптационные. Именно специальные компетенции способствуют приобретению студентами профессиональных компетенций, определённых СУОС. Показано положительное влияние адаптивного курса на показатели успеваемости студентов с нарушениями слуха за счёт повышения эффективности учебного процесса и снижения его трудоёмкости. Это достигается путём создания в учебном процессе условий, выравнивающих уровень подготовки студентов с инвалидностью по слуху с уровнем подготовки обычных студентов.

Указанные технологии эффективны при обучении студентов с инвалидностью по слуху не только общеобразовательным естественнонаучным дисциплинам, но и общетехническим и специальным на различных уровнях высшего образования. Кроме того, данные технологии могут быть применимы в процессе формирования специальных компетенций у студентов с инвалидностью других нозологий в условиях инклюзивного образовательного пространства.

152-156 23
Аннотация

Это последний из пришедших в редакцию журнала текстов Учителя и Профессора – тезисы к возможной статье на любимую ею гуманитарную тему. Алевтина Сергеевна ушла от нас 24 сентября. Мы не успели вместе подготовить материал к печати. А.С. Роботова – автор более 300 публикаций по актуальным проблемам педагогической науки и практики, в том числе в журнале «Высшее образование в России». Светлая память…

EDUCATION ONLINE

157-166 39
Аннотация

В статье представлены итоги исследования проблемы разработки массовых открытых онлайн-курсов (МООК), соответствующих принципам доступности контента для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методом просмотра каталогов платформ МООК получен массив из 56 бесплатных русскоязычных МООК по математическим дисциплинам, размещённых на пяти платформах. Путём автоматического тестирования с помощью Web Accessibility Checker проведена оценка доступности функционального и информационного содержимого МООК. Обнаружено, что 73% МООК соответствуют тематикам «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика» и «Алгебра и геометрия», восемь базовых дисциплин высшего математического образования вообще не охвачены онлайн-обучением, 96,4% курсов имеют ограничения доступности, особенно для людей с нарушением зрения. Проблемы доступности связаны с недостатками МООК-платформ и ошибками разработчиков курсов. Полученные результаты свидетельствуют о слабом охвате онлайн-курсами типа МООК базовых математических дисциплин, входящих в учебные планы высшей школы России, и указывают на низкую доступность веб-контента МООК по математическим дисциплинам для обучающихся с ОВЗ. Из результатов работы вытекает необходимость расширения ассортимента МООК с охватом всех базовых математических дисциплин, устранения в имеющихся курсах нарушений доступности, предписания платформам и разработчикам строго придерживаться положений Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) в новых курсах.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)