Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

9-20 33
Аннотация

В настоящей работе представлен анализ возможных механизмов сопряжения результатов высшего образования и требований сферы труда в контексте различных образовательных моделей. Для выявления оптимальных условий сопряжения вводятся понятия «либеральная», «профессиональная» и «смешанная» образовательные модели. Анализ указанных образовательных моделей позволяет обнаружить дополнительные возможности, реализация которых необходима для формирования более эффективных механизмов организации и управления образованием, в том числе согласования системы высшего образования и сферы труда. Показано, что ошибочная идентификация образовательной модели связана с определёнными рисками, среди которых: несоответствие выбора образовательной модели приоритетам государственной образовательной политики; недооценка влияния особенностей экономического уклада страны и механизмов формирования сферы труда на систему высшего образования; преувеличение возможностей образовательной модели для успешного решения проблем доступности, качества и эффективности высшего образования. Указанные выше несоответствия выбора образовательной модели сложившейся образовательной реальности могут порождать разрушительные тенденции в системе высшего образования.

21-36 13
Аннотация

Цель статьи – на основе мониторинга деятельности заведующих кафедрами российских университетов оценить уровень вовлечённости преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу и предложить механизмы активизации их участия в научной работе кафедры и повышения её результативности. Методические подходы. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений регионов России. Предмет исследования – уровень вовлечённости преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу университетских кафедр. Для проведения мониторинга была использована специальная анкета. Результаты. Результаты мониторинга организации научной работы в российских вузах показали, что за последние десять лет активность научной работы преподавателей, аспирантов и студентов вузовских кафедр значительно повысилась. Об этом свидетельствует рост количества кафедр, преподаватели которых регулярно занимаются научной работой. Их число в настоящее время составляет 79,1% (в 2003 г. таких кафедр было только 67,9%). Опрошенные заведующие кафедрами отметили, что основными формами научной работы преподавателей кафедры являются: публикация научных статей (92,3%), издание монографий (72,3%), участие в проведении научных исследований (70,0%), подготовка заявок на участие в конкурсах на получение грантов (62,6%). Среди негативных моментов организации научной работы на кафедрах следует отметить тот факт, что 45,6% опрошенных из числа заведующих кафедрами с трудом находят время на научную работу со студентами, а 3,6% вообще не ведут таковую. Предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к участию в научной работе кафедры: организация научных семинаров кафедры; проведение аспирантских семинаров (школы молодых учёных для аспирантов, магистров и студентов бакалавриата в рамках структур студенческого самоуправления); участие преподавателей в конкурсах грантов и при заключении договоров с предприятиями о сотрудничестве; повышение публикационной активности за счёт подготовки монографий и научных статей и участия в научных конференциях; активизация научно-исследовательской работы студентов (научные кружки, участие в конкурсах и конференциях, публикации). Использование предложенных механизмов управления научной работой призвано способствовать повышению публикационной активности преподавателей университетских кафедр, развитию внеаудиторной работы со студентами, повышению количества выигранных грантов и проводимых научных исследований.

37-43 17
Аннотация

В статье исследуется соотношение категорий «качество образования» и «конкурентоспособность высшего учебного заведения». На основании обзора научной литературы автор приводит примеры противопоставления и смешения качества и конкурентоспособности в системе высшего образования. Качество образования и его конкурентоспособность характеризуются как фундаментальные ценности, являющиеся объектами анализа и оценки во внутривузовской системе управления. Предложено авторское определение конкурентоспособности образовательной организации как свойства, отражающего относительное превосходство над соперниками на преддеятельной стадии. Автор описывает соотношение конкурентоспособности и качества образования с помощью освещения способов и индикаторов их оценки и анализа во внутривузовской системе управления. Взаимная обусловленность качества и конкурентоспособности образования проявляется при формулировании индикаторов и способов их оценки. Оценка конкурентоспособности образования и оценка его качества обладают методологической общностью – применением подходов, основанных на «ресурсной» и на «результирующей» методологиях. Доказано, что при оценке конкурентоспособности образования должны учитываться результаты образовательной деятельности, а использование при оценке конкурентоспособности образования только подхода, ориентированного на ресурсы образовательной деятельности, делает такую оценку неполной. Построена матрица «качество» – «конкурентоспособность», позволяющая выявить четыре типа отношений данных категорий, соответственно – четыре типа вузов.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

44-59 8
Аннотация

В статье предлагается рассмотреть город с точки зрения его образовательного потенциала и в категориях образовательного пространства, подойдя к основным культурно-историческим формам города как к образовательным институциям. При таком рассмотрении удерживаются как минимум три фокуса: 1) рассмотрение пространства города и его инфраструктуры как образовательного пространства и образовательной инфраструктуры, не сводимых и не редуцируемых к привычным школе и университету (последние при этом необходимо также культурно-исторически распредметить, показав их базовые этимоны и предназначения); 2) рассмотрение сферы образования как института образовательных и – шире – антропологических практик развития и формирования человека, а не как дисциплинарного института и матрицы; 3) рассмотрение репертуара антропопрактик развития как практик, разворачивающихся в городском пространстве. Показано, что эти три фокуса выступают как стороны, направленные друг на друга, отзеркаливающие и показывающие друг другу взаимный потенциал и взаимную дефицитность, нужду друг в друге. От плотности, частоты и многообразия связей между этими сферами и зависит собственно богатство (тезаурус) городского пространства. Далее рассмотрены конкретные культурно-исторические формы, как-то: Храм, Школа, Музей, Университет и др., составляющие основные инфраструктурные узлы пространства города. Эти культурные институции рассмотрены не столько с точки зрения их внутренних задач, сколько с точки зрения их места в городе, в городском пространстве, с точки зрения их места и роли как особых образовательных узлов-институций в этом пространстве. Далее рассмотрено городское пространство в категориях города-кампуса, в котором это пространство увязано за счёт разных репертуаров антропопрактик.

60-71 15
Аннотация

Счастье – универсальная категория, описывающая бытие человека. Получение образования, обретение знаний есть важный процесс личностного и гражданского становления. Исследовательская проблема, которую решают авторы, связана с поиском роли и возможности обретения счастья в процессе образования с теоретических позиций философии, аксиологии, социологии культуры. Обзор фелицитарных теорий и методик обнаруживает невнимание и методическую беспомощность гуманитарных наук к исследованиям счастья человека как его естественного права. Авторы считают, что постановка и обоснование категории «чувство», её введение в научный оборот социогуманитарных дисциплин востребованы в научной практике. Современная педагогическая практика, ограниченная стандартами и инструкциями, далека от процесса обретения знаний и самораскрытия личности ученика и учителя в этом процессе. Она не только не предполагает высвобождения чувств, но и представляет угрозу для социального порядка общества, нарушая социальные позиции статусов общения учителя и ученика, «замораживая» смыслы процесса социального наследования требованиями выполнения показателей, переводя образовательный процесс из корпуса культуры в плоскость рыночных отношений. Ценность знаний входит в ценностную систему общества и в оценке не нуждается. Реализовать ценностный потенциал знаний означает создать условия для оптимального взаимодействия главных участников этого процесса – носителей статусов «учитель» и «ученик», но не контролировать этот процесс и количество выделенной при этом когнитивной энергии. Знания могут носить инструментальный смысл, но основное их назначение – служить становлению личности, а не обслуживать существование контролёров.

72-80 10
Аннотация

Вера и понимание находятся в сложном, «интимном» отношении друг с другом. Во что-то я верю и что-то я понимаю, но понимаю не всё, во что верю, а верю иногда в то, чего совсем не понимаю. Добавим к этому проблему доказательства. Далеко не всё, во что мы веруем, можно подкрепить доказательством. Отношения веры, познания и доказательства автор статьи обозначил «интимными» потому, что они погружены в глубину сознания каждого из отдельных персонажей-личностей. «Верой» предлагается назвать некое направленное состояние сознания, подчинённое не диктатуре внешних влияний, а внутренним интенциям личности. «Понимание» – это умение, способность сознания установить причинно-следственную связь, поместив «феномен» в рамки одной из имеющихся картин мира или создав новую. «Понимание» также можно отнести к внутреннему миру другого лица. Вы меня понимаете… «Доказательство» – это возможность подтвердить нечто определёнными построениями – аргументами и теориями, включающими аксиомы, которые обоснования не требуют. В статье разворачивается содержание всей обозначенной триады, но более всего автор уделяет внимание вопросам веры. О вере в статье говорится прежде всего в связи с теорией и практикой религий, но вера, считает автор, присутствует даже в самых строгих науках. Наиболее общим, характерным случаем является вера в смыслообразующую способность математики. Актом веры можно назвать суждение о достаточности конечного числа опытных проверок для окончательного подтверждения закона, относящегося к бесконечному (в потенции) числу случаев. В итоге движения по теме автор приходит к мысли погрузиться во внутренний мир личности. Мой мир – это дар Небес или Природы. Чей именно – вопрос веры.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

81-92 8
Аннотация

В статье выявляется потенциал интеграции математического образования и игровой деятельности в формировании профессиональных компетенций будущего педагога. Раскрытие студентам-педагогам в процессе обучения более широкого спектра возможностей междисциплинарной интеграции математических знаний и шахматных умений в контексте постановки и выбора целей при решении математических задач на шахматной доске авторы считают актуальной проблемой. Современный профессионал постоянно сталкивается с необходимостью изменения и выбора целей, поиска оптимального пути решения задач в условиях педагогической неопределённости и педагогического риска. Важным условием, обеспечивающим его самореализацию в педагогической деятельности, выступает целеполагание. Знание механизмов целеполагания необходимо педагогам как для оценки собственной деятельности (сформированность универсальных компетенций: критичность мышления, самоорганизация и саморазвитие), так и для оценки деятельности обучаемых (сформированность общепрофессиональных компетенций – контроль и оценка формирования результатов образования). Поэтому изучение особенностей целеполагания при множественности альтернатив авторы предлагают проводить в процессе обучения бакалавров и магистров педагогических направлений подготовки в рамках дисциплин методического модуля. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании, разработке и внедрении технологии интегративного обучения математике на основе шахматной игры с актуализацией феномена множественности целеполагания как эффективного механизма модернизации содержания обучения будущих учителей математики. Для реализации технологии составлен иерархический комплекс многоэтапных математических задач на шахматной доске, который позволяет освоить не только различные методы (комбинаторные, вероятностные, теорию графов и множеств, математическое и компьютерное моделирование), но и способствует развитию базовых качеств личности: креативности, рефлексии собственного выбора, творческой самостоятельности, мотивации. Материалы статьи представляют научную и практическую ценность для исследований в области методики обучения математике, психологии, педагогике, при корректировке программ и учебных планов в педагогических вузах.

93-97 13
Аннотация

В статье впервые вводится понятие «цифровое управление качеством образования». Цель статьи заключается в раскрытии особенностей цифрового управления учебным процессом в вузе в отличие от традиционного управления. Представлены и описаны достоинства и преимущества разработанной технологии интерактивной интеллектуальной среды, являющейся основой цифрового управления. Функциональные возможности цифрового управления качеством образования описаны исходя из партисипативно-синергетического подхода. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в систему высшего образования интерактивной интеллектуальной среды, позволяющей обеспечить эффективное цифровое управление качеством образования. В качестве основных результатов авторы выделяют: построение индивидуальной траектории обучения в зависимости от диагностируемых способностей и интеллекта каждого обучающегося, а также формирование исследовательских компетенций обучающихся как средство повышения качества образования в университете. Дальнейшее развитие данной тематики видится в исследовании культурных аспектов взаимодействия в образовательном процессе, реализуемом при цифровом управлении.

98-107 11
Аннотация

Военные институты традиционно ориентированы на реализацию классической дисциплинарной формы организации учебного процесса, нацеленной на получение профессиональных знаний, выработку умений и навыков курсантов. В современных условиях осуществляется переход к более открытой системе профессионального развития, предусматривающей формирование широкого комплекса универсальных и профессиональных компетенций будущих офицеров, развитие у них способностей к активному творчеству, мотивации к систематическому сбору, обработке, использованию информационных данных. Анализ результатов социологического исследования показывает, что военно-профессиональное обучение сегодня характеризуется информационной замкнутостью, жёсткой административной организационной образовательной культурой. Последнее приводит к несоответствию между формально заявленным и реально формирующимся потенциалами курсантов (выпускников) военных институтов России. В военном институте отсутствует свободный доступ к интернет-ресурсам, к существенной части информационных потоков внешней социальной среды. Преобладают административные технологии взаимодействия преподавателя и обучаемых, отсутствуют благоприятные условия для творческой самореализации, комплексной разработки креативных проектов, ограничены практики включения курсантов в систему тактического управления и самоуправления, организации собственного досуга. В этой связи необходимы изменения по двум направлениям: 1)обеспечение организационных и информационных условий и возможностей творческой реализации обучаемых, а также стимулирование креативной образовательной, научной, самоуправленческой, досуговой деятельности курсантов; 2) формирование организационных структур, целевым образом поддерживающих и организующих новаторскую, управленческую и самоуправленческую деятельность курсантов. Необходимо внедрение инновационных ценностей образовательного процесса, организация личностно-ориентированного взаимодействия обучаемых с преподавателями. Важно нацеливать образовательный и научно-образовательный процесс на обработку и формирование новых знаний, на активизацию инновационного потенциала курсантов, то есть на развитие их способностей к реализации новшеств, обеспечивающих повышение эффективности военно-профессиональной деятельности выпускников.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

108-123 9
Аннотация

В статье рассмотрены такие формы образовательного сотрудничества России и Китая, как участие в деятельности сетевых университетов ШОС и БРИКС и создание совместных образовательных учреждений. Проведён анализ образовательных моделей Университета ШОС, определена роль базовых российских и китайских вузов в реализации приоритетных направлений подготовки специалистов для стран-участниц ШОС. Описаны образовательные модели, приоритетные направления подготовки, планируемые к реализации в сетевом университете БРИКС, а также вузы – члены СУ БРИКС с российской и китайской стороны. Исследован вопрос о совместных образовательных учреждениях (СОУ) в Китае: дано определение СОУ, используемое в китайских нормативных документах, проведён статистический анализ СОУ Китая, созданных совместно с зарубежными вузами. Исследованы образовательные модели четырёх СОУ России и Китая, функционирующих на территории КНР. Сделан вывод о роли России и Китая в развитии мирового образовательного пространства и перспективах сотрудничества двух стран в создании совместных образовательных учреждений.

124-133 11
Аннотация

В связи с увеличением количества иностранных студентов и испытываемых ими проблем в научном сообществе высказывается идея оказания дополнительной помощи и поддержки данной категории студентов. Выделяются три основных направления помощи: содействие в решении учебных проблем (дидактическая помощь), предупреждение и решение психологических и эмоциональных трудностей (психологическая помощь) и помощь в адаптации к неродной социальной и культурной среде (социокультурная помощь). В данной статье представлены результаты исследования, целью которого было выяснить, участвуют ли отечественные преподаватели в оказании помощи иностранным студентам, каким стратегиям они отдают приоритет и какие категории преподавателей более ориентированы на оказание помощи. Групповой анкетный опрос, охвативший 24,2% преподавателей межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет», позволил сделать ряд выводов. 1. Большинство отечественных преподавателей вузов понимают сложность обучения в неродной среде и оказывают дополнительную помощь и поддержку студентам из-за рубежа. 2. Большую активность в оказании помощи будущим иностранным специалистам проявляют преподаватели с небольшим педагогическим стажем, чаще женского пола и преподаватели без научной степени. 3. С целью оказания дидактической помощи преподаватели используют следующие стратегии: подробно объясняют формы самостоятельной работы, дополняют лекции презентациями и поощряют посещение иностранными студентами индивидуальных консультаций. 4. Среди стратегий психологической помощи преподаватели отдают приоритет терпимому отношению к речевым ошибкам студентов-иностранцев, помощи при формулировании устных ответов и созданию позитивной атмосферы в группе. 5. В рамках социокультурной помощи преподаватели предоставляют иностранным студентам возможность рассказать об их родине, поощряют межкультурное общение на семинарских и практических занятиях и рассказывают об особенностях страны обучения.

EDUCATION ONLINE

134-141 8
Аннотация

Разработка электронных учебных пособий (ЭУП) по дисциплинам бакалавриата позволяет уменьшить затраты на закупку и печать библиотечных фондов, размещение их в Интернете обеспечит доступность и удобство использования. В статье проанализирован опыт разработки электронных учебных пособий по дисциплинам основных профессиональных образовательных программ бакалавриата в различных вузах. Основными отличиями ЭУП от бумажных учебно-методических пособий являются: мультимедийность, интерактивность, динамичность содержания. Кроме того, в зависимости от формата ЭУП возможно удалённое взаимодействие между преподавателем и студентами на форумах или видеоконференциях. ЭУП, в отличие от других видов учебно-методического обеспечения, позволяет удалённо контролировать полноту и своевременность изучения отдельных тем дисциплины. Внедрение ЭУП позволяет осуществлять как внутренний, так и внешний контроль. Существуют такие критерии оценки качества ЭУП, как удельный вес в обеспечении общего объёма дисциплины, удельный вес в обеспечении самостоятельной работы студентов, качество оформления, степень и эффективность мультимедиа, степень адаптивности, уровень удалённого доступа. В статье приведены рекомендации по разработке электронных учебных пособий с учётом специфики обучения по программам прикладного бакалавриата. Результатом проведённого анализа стала разработка требований к ЭУП по дисциплине «Конструкция и расчёт энергетических установок». В ходе обобщения опыта удалось составить общие требования к структуре и содержанию ЭУП.

142-149 12
Аннотация

Одной из характеристик современного образовательного пространства является его постепенная цифровизация, включение электронных образовательных платформ не только в дистанционное обучение, но и во взаимодействие преподавателя и студента при очном обучении. Другая отличительная черта – увеличение доли самостоятельной работы учащихся. В таких условиях всё больше внимания преподавателя вуза направлено на проектирование электронных учебно-методических материалов для дистанционного обучения, и в связи с этим меняются требования к информационной грамотности преподавателя. Особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных приёмов обучения, способов оформления и подачи информации и материала, создание естественной среды обучения в условиях цифрового пространства, способствующей продуктивной деятельности студента. Поиски методистов направлены на получение таких результатов от дистанционного взаимодействия, которые сопоставимы с результатами традиционной формы обучения. Современные вузы всё чаще используют в процессе обучения электронные образовательные платформы LMS Moodle, ТУИС, на базе которых преподаватели размещают свои курсы, дополняющие аудиторную работу. Успешность такого формата обучения, реализующегося при участии современных педагогически ориентированных компьютерных технологий, во многом будет зависеть от информационной грамотности преподавателя. Работа посвящена рассмотрению профессиограммы преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного процесса, которая расширяется в связи с включением в процесс обучения электронных образовательных платформ. В центре внимания – профессиональные компетенции педагога, позволяющие организовать онлайн-обучение.

РЕЦЕНЗИИ

150-159 13
Аннотация

Статья является откликом на изданную в Польше научно-методическую работу профессора Д. Клус-Станьской, посвящённую анализу современной дидактической ситуации, сложившейся в педагогике в последние десятилетия. Эта ситуация представлена автором книги в качестве диверсифицированного поля разнообразных дидактических дискурсов, ориентация в которых со стороны студентов рассматривается в качестве приоритетной педагогической задачи. В рецензии обозначены трудности, с которыми сталкивается практика письменного учебного текста, претендующего на экспозицию разнокачественных образовательных конструкций, а также рассматриваются дидактические изобретения автора пособия, экспериментирующего в области дизайна учебного текста для высшей школы. Выделены особенности текстуальных авторских приёмов: контекстуализация отображаемых языков, их лингвистическая деконструкция, интертекстуальная экспозиция дидактических нарративов.

160-167 9
Аннотация

Текст является откликом на заинтересовавшие автора публикации журнала в разделе «Философия и история науки». Он назван «маленькие рецензии». Почему? В первую очередь, потому что в нём не ставилась задача всестороннего анализа публикаций. Внимание сосредоточено на педагогической прагматике рецензируемых статей. В статье Д.Г. Рындина автора заинтересовала та часть работы, в которой анализируется педагогическая практика М.К Мамардашвили. Оценивая в целом положительно статью Д.Г. Рындина, рецензент считает, что автору не удалось убедительно показать поэтику философской речи и фундаментальную связь между содержанием и формой философствования, и приводит свои доводы для такой оценки. В статье, посвящённой эпистемологическому кризису учебного предмета, рецензент нашёл немало источников для педагогической рефлексии и сформулировал их в виде нескольких положений, которыми может и, очевидно, должен руководствоваться каждый преподаватель. В этой статье рецензент отмечает недостаточное внимание авторов к педагогической теории и педагогическим характеристикам учебного предмета, которые могли бы обогатить идеи авторов о кризисе образования, его причинах и следствиях.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)