Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Роль высшего образования в воспроизводстве социального неравенства на рынке труда Казахстана

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-114-127

Аннотация

Функционирование системы высшего образования анализируется в контексте взаимосвязей образования, рынка труда и семейных ресурсов, отражающих движение человеческого капитала и нынешние тренды профессиональной мобильности молодёжи в Казахстане. В статье прослеживается, как современная система высшего образования способствует формированию социально-экономических паттернов поведения, включая выбор университета и специальности.

В статье представлены данные исследования, проведённого среди молодёжи с различным уровнем образования и материальным достатком. Выборка составляет 1000 респондентов. Опрос проведён с использованием техники формализованного интервью.

Полученные данные свидетельствуют, что расширение доступности высшего образования в Казахстане сопровождается стратификацией, проекцией которой выступает неравенство на рынке труда для молодёжи с различным «фоном» семейного капитала. Данная тенденция имеет скрытый характер. Ресурсный капитал семьи оказывает влияние на диапазон выбора определённой образовательной траектории (уровень образования, вуз, специальность), в перспективе этот образовательный выбор определяет возможности карьерного роста молодого человека.

Об авторе

М. К. Шнарбекова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Россия

Шнарбекова Меруерт Какпанбаевна - PhD, доцент, Scopus ID: 57200079996.

050040, Алматы, проспект аль-Фараби, 71



Список литературы

1. Шнарбекова М.К. Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казахстанской молодёжью // Интеграция образования. 2018. №4. С. 712-727. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.712-727 doi: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.712-727 (In Russ., abstract in Eng.).

2. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Становление и развитие зарубежной социологии высшего образования (обзор) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №. 11. С. 33-50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-33-50 doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-33-50 (In Russ., abstract in Eng.).

3. Bathmaker, A.-M. (2015). Thinking with Bourdieu: Thinking after Bourdieu. Using ‘Field’ to Consider Inequalities in the Changing Field of English Higher Education. Cambridge Journal of Education. Vol. 45, no. 1, pp. 61-80, doi: 10.1080/0305764X.2014.988683

4. Jackson, M., Erikson, R., Goldthorpe, H.J., Yaish, M. (2007). Primary and Secondary Effects in Class Differentials in Educational Attainment: The Transition to A-Level Courses in England and Wales. Acta Sociologica. Vol. 50, no. 3, pp. 211-229. Available at: http://www.jstor.org/stable/20459999 (accessed 21.02.2021).

5. Breen, R., Goldthorpe, J.H. (1997). Explaining Educational Differentials: Towards a Formal Rational Action Theory. Rationality and Society. Vol. 9, no. 3, pp. 275-305, doi: https://doi.org/10.1177/104346397009003002

6. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М. : Политиздат, 1992. 543 с. [Sorokin, P.A. Social mobility. N.Y.; L. : Harper & Brothers, 1927].

7. Loveday, V. (2015). Working-Class Participation, Middle-Class Aspiration? Value, Upward Mobility and Symbolic Indebtedness in Higher Education. The Sociological Review. Vol. 63, no. 3, pp. 570-588, doi: https://doi.org/10.1111/1467-954X.12167

8. Mok, K.H. (2016). Massification of Higher Education, Graduate Employment and Social Mobility in the Greater China Region. British Journal of Sociology of Education. Vol. 37, no. 1, pp. 51-71, doi: 10.1080/01425692.2015.1111751

9. Denice, P. (2015). Does It Pay to Attend a For-Profit College? Vertical and Horizontal Stratification in Higher Education. Social Science Research. Vol. 52, pp. 161-178, doi: 10.1016/j.ssresearch.2015.02.002

10. Gerber, T.P., Cheung, S.Y. (2008). Horizontal Stratification in Postsecondary Education: Forms, Explanations, and Implications. Annual Review of Sociology. Vol. 34, pp. 299-318, doi: https://doi.org/10.1146/an-nurev.soc.34.040507.134604

11. Robertson, S.L., Dale, R. (2013). The Social Justice Implications of Privatisation in Education Governance Frameworks: A Relational Account. Oxford Review of Education. Vol. 39, Review 4, pp. 426-445, doi:10.1080/03054985.2013.820465

12. Mok, K.H., Wu, A.M. (2016). Higher Education, Changing Labour Market and Social Mobility in the Era of Massification in China. Journal of Education and Work. Vol. 29, no. 1, pp. 77-97, doi: 10.1080/13639080.2015.1049028

13. Mok, K.H., Neubauer, D. (2016). Higher Education Governance in Crisis: A Critical Reflection on the Massiflcation of Higher Education, Graduate Employment and Social Mobility. Journal of Education and Work.. Vol. 29, no. 1, pp. 1-12, doi: 10.1080/13639080.2015.1049023

14. Chung, A.S. (2012). Choice of For-Profit College. Economics of Education Review. Vol. 31, pp. 1084-1101, doi: 10.1016/j.econedurev.2012.07.004

15. Brand, J.E., Xie, Yu. (2010). Who Benefits Most from College? Evidence for Negative Selection in Heterogeneous Economic Returns to Higher Education. American Sociological Review. Vol. 75, no. 2, pp. 273-302, doi: https://doi.org/10.1177/0003122410363567

16. Darolia, R., Koedel, C., Martorell, P., Wilson, K., Perez-Arce, F. (2015). Do Employers Prefer Workers Who Attend For-Profit Colleges? Evidence from a Field Experiment. Journal of Policy Analysis and Management. Vol. 34, no. 4, doi: https://doi.org/10.1002/pam.21863

17. Hagelskamp, C., Schleifer, D., DiStasi, Ch. (2014). Profiting Higher Education? What Students, Alumni, and Employers Think about For-Profit Colleges. New York, NY : Public Agenda. 50 p. Available at: https://www.publicagenda.org/wp-content/uploads/2019/12/ProfitingHigherEduca-tion_PublicAgenda_2014.pdf (accessed 21.02.2021).

18. Lee, S. (2016). Massiflcation without Equalisation: The Politics of Higher Education, Graduate Employment and Social Mobility in Hong Kong. Journal of Education and Work. Vol. 29, no. 1, pp. 13-31, doi: 10.1080/13639080.2015.1049024

19. Borjesson, M., Broady, D. (2016). Elite Strategies in a Unified System of Higher Education. The case of Sweden. L’Annefe Sociologique. Vol. 66, no. 1, pp. 115-146. Available at: https://www.cairn.info/revue-l-annee-sociologique-2016-1-page-115.htm (accessed 21.02.2021).

20. Sheng, X. (2017). Cultural Capital, Family Background and Education: Choosing University Subjects in China. British Journal of Sociology of Education. Vol. 38, no. 5, pp. 721-737, doi: 10.1080/01425692.2016.1158638

21. Binder, A.J., Davis, D.B., Bloom, N. (2016). Career Funneling: How Elite Students Learn to Deflne and Desire “Prestigious” Jobs. Sociology of Education. Vol. 89, no. 1, pp. 20-39, doi: 10.1177/0038040715610883

22. Shnarbekova, M. (2018). The Motivations Behind Educational and Professional Choices of Kazakhstani Youth (Based on the Results of Sociological Studies). Russian Education & Society. Vol. 60, no. 4, pp. 370-380, doi: 10.1080/10609393.2018.1473700

23. Shiner, M., Noden, Ph. (2015). ‘Why Are You Applying There?’: ‘Race’, Class and the Construction of Higher Education ‘Choice’ in the United Kingdom. British Journal of Sociology of Education. Vol. 36, no. 8, pp. 1170-1191, doi: 10.1080/01425692.2014.902299

24. Twomey, C., Boyd, J. (2016). Class, Social Equity and Higher Education in Postwar Australia. Australian Historical Studies. Vol. 47, no. 1, pp. 8-24, doi: 10.1080/1031461X.2015.1122071

25. Anthony, A.J. (2016). (No) Harm in Asking: Class, Acquired Cultural Capital, and Academic Engagement at an Elite University. Sociology of Education. Vol. 89, no. 1, pp. 1-19, doi: 10.1177/0038040715614913

26. Jerrim, J., Chmielewski, A.K., Parker, P. (2015). Socioeconomic Inequality in Access to High-status Colleges: A Cross-Country Comparison. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 42, pp. 20-32, doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.rssm.2015.06.003

27. Crompton, R. (1998). Class and Stratification. An Introduction to Current Debates. Cambridge : Polity Press, 272 p.

28. Shavit Y., Arum R., Gamoran, A., Menachem, G. (2007). Stratification in Higher Education: A Comparative Study. Palo Alto : Stanford University Press, 504 p.


Рецензия

Просмотров: 22948


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)