Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье предпринята попытка осмыслить ключевые идеи философии М. Мерло-Понти в их связи с феноменом образования. Отталкиваясь от традиционных воззрений на образование как культивирование способности к логическим умозаключениям, исследованию, решению познавательных проблем, автор показывает, что подобные представления покоятся на превратном понимании деятельности разума как якобы независимой от движения тела. Эксплицируя идею единства сознания и тела, автор видит одну из главных задач образования в том, чтобы задействовать и раскрыть тело как источник смысловой активности. Значимость уроков драмы, танцев, музыки обосновывается через возможности этих предметов воспитывать и генерировать у учеников опыт воплощенного присутствия.

Об авторе

С. В. ВОЛКОВА
Петрозаводский государственный университет
Россия

канд. пед. наук, доцент

Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33



Список литературы

1. Волкова С.В. Концепт «смысл» в контексте личностно-ориентированного образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 111–117. [Volkova, S.V. (2014). The Concept of Meaning in the Context of Student-Centered Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 111–117. (In Russ., abstract in Eng.)]

2. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999. 605 c. [Merleau-Ponty, M. (2012). Phenomenology of Perception Transl. by D.A. Landes. L., N.Y.: Routledge.]

3. Шюес К. Анонимные силы габитуса // Логос. 1999. № 10. С. 4–15. [Schues Ch. (1994). Anonymous Powers of the Habitus. The Study Project in the Phenomenology of the Body. Newsletter. No. 7, pp. 12–25.]

4. O’Loughlin, M. (2006). Embodiment and Education: Exploring Creatural Existence. Dordrecht: Springer Netherlands, 180 p.

5. Ашимова Д.А., Ибрагим Б.С. Методика преподавания предмета «драма» в английских школах // The Unity of Science: International scientific periodical journal. 2015. № 1. С. 13–16. [Ashimova, D.A., Ibragim, B.S. (2015). The Methods of Teaching «Drama» in English Schools]. The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. No. 1, pp. 13-16. (In Russ., abstract in Eng.)]

6. Bresler, L. (2004). Dancing the Curriculum: Exploring the Body and Movement in Elementary Schools. In: L. Bresler (ed.). Knowing Bodies, Moving Minds: Towards Embodied Teaching and Learning. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, pp. 127–153.

7. Kimball, M.M. (1994). Writing Standards for Dance. The Vision for Arts Education in the 21st Century: The Ideas and Ideals behind the Development of the National Standards for Education in the Arts. Reston, VA: Music Educators National Conference, 1994. Pp. 32–35.

8. Blumenfeld-Jones, D. (2009). Bodily-Kinesthetic Intelligence and Dance Education: Critique, Revision, and

9. Potentials for the Democratic Ideal. Journal of Aesthetic Education. No. 43 (1). Pp. 59–76.

10. Bowman, W. (2004). Cognition and the Body: Perspectives from Music Education in Elementary Schools. In: L. Bresler (ed.). Knowing Bodies, Moving Minds: Towards Embodied Teaching and Learning. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, pp. 29–51.

11. DeNora, T. (2000). Music in Everyday Life. Cambridge: Cambridge University Press, 181 p.

12. Carroll-Phelan, B., Hampson, P.J. (1996). Multiple Components of the Perception of Musical Sequences: A Cognitive Neuroscience Analysis and Some Implications for Auditory Imagery. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. No. 13 (4), pp. 517–562.


Рецензия

Просмотров: 338


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)