ГАРМОНИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И В СФЕРЕ ТРУДА
Аннотация
Обсуждаются особенности формирования требований к современным квалификациям в сфере труда и системе образования на основе профессиональных стандартов в условиях становления национальной системы квалификаций. Показано, что квалификации выпускников, формируемые с учётом профессиональных стандартов в процессе практико-ориентированного образования, имеют различия с квалификациями, используемыми в реальной сфере профессиональной деятельности. Степень гармонизации (сближения) квалификаций определяется, с одной стороны, соответствием уровня профессиональных компетенций выпускника требованиям к квалификациям, определяемым в сфере труда, а с другой – оперативностью взаимодействия вузов с работодателями и сохранением высшего образования как базовой основы для развития и продвижения квалификаций на рынке труда.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ШехонинРоссия
канд. техн. наук, проф., советник при ректорате
В. А. Тарлыков
Россия
д-р техн. наук, проф., начальник департамента
А. О. Вознесенская
Россия
канд. техн. наук, доцент, декан факультета лазерной и световой инженерии
А. В. Бахолдин
Россия
канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой прикладной и компьютерной оптики
Список литературы
1. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.А., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
2. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 8–9. С. 5–15; Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 10–20.