Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.

Целевая аудитория издания – сообщество исследователей и практиков высшего и дополнительного профессионального образования (вузовские и академические ученые, профессорско-преподавательский состав высшей школы, администрация вузов, работники органов управления системой высшего образования, соискатели ученой степени, студенчество). Авторы и читатели журнала – специалисты в области философии образования, педагогики высшей школы, социологии образования.

Миссия журнала – поддержание и развитие единого исследовательского пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональность) и эпистемологическом (междисциплинарность) смысле, а также укрепление межвузовского сотрудничества научно-педагогических работников. Задача – выработка общезначимого языка описания и объяснения современной образовательной реальности, который не только позволяет понимать происходящее, но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе ценностей солидарности, содружества, кооперации, консолидации и сотворчества.

Содержание рубрик журнала соответствует трем отраслям науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников: 09.00.00 – Философские науки; 22.00.00 – Социологические науки; 13.00.00 – Педагогические науки.

«Высшее образование в России» публикует теоретические (аналитические, полемические, проблемные) статьи, а также результаты эмпирических и практико-ориентированных исследований, материалы конференций и круглых столов, научные рецензии. В своей деятельности журнал опирается на профессиональные объединения в сфере высшего образования (Российский союз ректоров, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация классических университетов России, Международное общество по инженерному образованию).

Текущий выпуск

Том 29, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9-23 55
Аннотация
Целью представленного в статье исследования является определение места цифровизации в стратегическом развитии университетов. Для этого с помощью метода контент-анализа изучались планы стратегического развития 18 университетов Турции, входящих, по оценке мировых рейтингов, в 1000 лучших вузов. Элементы цифровизации, отражённые в планах стратегического развития университетов, были объединены по 4 темам, 14 категориям и 35 кодам. Оказалось, что задачи университетов в области цифровизации относятся прежде всего к категории разнообразия и гибкости технологий обучения, особенно в сфере дистанционного/открытого обучения, в наименьшей степени цифровизация касается научных исследований и социальной сферы. В связи с этим был сделан вывод, что университеты пока не в состоянии распространить цифровизацию за пределы технологического обновления инфраструктуры и внедрить интегральную трансформационную модель. Результаты проведённого исследования сопоставляются с эмпирическими и теоретическими данными, опубликованными в литературе. В исследовании было сделано предположение, имеющее значение для университетов и будущих исследований, которое заключается в том, что университеты Турции сопоставимы с зарубежными университетами, демонстрирующими примеры удачной цифровизации, а применённые количественные и качественные методы могут быть использованы внутренними и внешними стейкхолдерами, особенно теми, кто осуществляет оценку данного сектора.
24-36 24
Аннотация
В настоящее время ожидается реформа аспирантуры, нацеленная на усиление научной подготовки аспирантов и увеличение количества защит диссертаций. Планируется, что образовательный процесс будет осуществляться в соответствии с Федеральными государственными требованиями, а в качестве выпускной квалификационной работы представляться полноценная диссертация с перспективой её последующей защиты в диссертационном совете. Также отменяется государственная аккредитация образовательной деятельности по программам аспирантуры. В статье обсуждается вопрос, насколько вузы готовы к этим нововведениям, и приводятся результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения аспирантов и их научных руководителей к образовательному процессу в аспирантуре. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что действующая модель подготовки научно-педагогических кадров в большей степени нацелена на образовательную, а не на исследовательскую деятельность аспирантов, имеется несоответствие содержания учебных курсов познавательным потребностям обучающихся, отсутствуют необходимые материально-технические условия для проведения опытно-экспериментальной работы. Ожидаемое увеличение часов на научно-исследовательскую деятельность может привести к сокращению дисциплин, обеспечивающих формирование у аспирантов педагогических компетенций. Авторы статьи высказывают мнение, что педагогическое образование для аспирантов отраслевых вузов, в том числе технических, необходимо, так как преподавателей специальных дисциплин массово нигде не готовят. Решение вопроса об оптимальном соотношении научной и образовательной подготовки возможно благодаря внедрению индивидуальных образовательных траекторий, которые выстраиваются с учётом ориентации аспирантов на преподавательскую либо на исследовательскую деятельность.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

37-57 71
Аннотация
Авторы рассматривают методологические основания обзоров как перспективного вида научных публикаций, их таксономию и наиболее популярные виды обзоров (нарративный, библиометрический, системный, обзор обзоров, обзор предметного поля, метаанализ), а также особенности процедур и алгоритмов их проведения. Обзор 100 самых высокоцитируемых обзоров по проблематике высшего образования за 2010–2019 гг., опубликованных в высокорейтинговых научных рецензируемых журналах, индексируемых в международной базе Scopus, составлен на основе традиционной методологии, целью которой является репрезентативный отбор наиболее значимых источников, контент-анализа, библиометрического и лингвистического анализа данного вида публикаций. Базируясь на соответствующих критериях включения и ключевых словах анализируемых публикаций, авторы выделяют основные тематические кластеры в Топ-100 (образовательные технологии, университет, студент, преподавание, обучение, оценивание и др.) и определяют тенденции в данной предметной области. Каждый из тематических кластеров содержит описание основных подходов к проблематике высшего образования, анализ их новизны и существующие пробелы в предметном поле. На основе риторической теории научного текста Дж. М. Свейлза авторами приводится обобщённая риторическая схема текста обзора, с комментариями по содержанию всех составных частей, которая может стать практической рекомендацией для авторов при подготовке обзоров в международные научные рецензируемые журналы. Наиболее популярными по количеству цитирований и количеству публикаций оказались обзоры, посвящённые культуре высшего образования, педагогическим технологиям и особенностям их применения в новом образовательном ландшафте, онлайн-образованию как новому измерению образования, требующему формирования особой экосистемы, академической этике преподавателей вузов, формированию компетенций, необходимых для успешного профессионального развития, академическим и научным библиотекам как новым центрам коммуникации.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

58-73 30
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы совершенствования российской аспирантуры, цели и задачи подготовки аспирантов. Рассматриваются особенности реформирования отечественной аспирантуры, общие и специфические принципы её функционирования. Подчёркивается узкоспециальная направленность образовательной составляющей подготовки аспирантов. Делается акцент на необходимости её реструктуризации с целью углубления обучения аспирантов началам профессии исследователя. На основе проведённого анализа обращается внимание на востребованность вариативной аспирантуры с ориентацией структуры и содержания подготовки аспирантов на различные виды профессиональной занятости выпускников. С целью повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации следует изучить возможности интегрирования образовательных ресурсов высшей школы и научного потенциала научно-исследовательских институтов РАН. Предложена двухуровневая модель аспирантуры. Аспирантура первого уровня обеспечивает приобретение первичной профессиональной квалификации исследователя отраслевой направленности, на втором уровне решается задача превращения аспиранта в самостоятельного активного исследователя.
74-84 23
Аннотация
В статье рассматривается динамика развития федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области фотоники, приборостроения, оптических и биотехнических систем и технологий в течение последних 25 лет. Авторами проводится анализ особенностей, преимуществ и недостатков уровневого и непрерывного высшего образования. Обосновывается расширение сферы профессионального применения специалиста в области электронных и оптико-электронных приборов и систем и потребность введения нового – информационно-аналитического вида деятельности. На основе разработанных компетентностных моделей выпускников программ магистратуры, бакалавриата и специалитета проводится сравнительный анализ их направленности в различных сферах профессиональной деятельности. В качестве одной из основных тенденций развития государственной регламентации подготовки обучающихся в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» рассматривается предоставление вузам большей свободы при разработке и реализации образовательных программ. Показано, что основная стратегическая задача разработчика основной профессиональной образовательной программы заключается в формировании совокупности компетенций, которые позволят выпускнику работать в одной из областей профессиональной деятельности. Данный набор компетенций при этом должен соотноситься с некоторыми трудовыми функциями, формально описанными профессиональными стандартами и квалификационными требованиями. Делается вывод, что основным результатом эволюционного развития образовательных программ как уровневого, так и непрерывного высшего образования явился переход от их академического характера к практико-ориентированной направленности на определённые профессиональные квалификации и требования работодателя.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

86-95 32
Аннотация
«Перевёрнутое обучение» является одной из наиболее обсуждаемых концепций современного образования. В центре внимания российских исследователей находятся в первую очередь вопросы технологических особенностей педагогической технологии и анализ практики её применения. Цель данной статьи – исследовать теоретический аспект вопроса, показать эволюцию концепции от исходной модели «перевёрнутый класс» к парадигме «перевёрнутое обучение» и далее – к её философским основаниям. Сегодня ещё можно встретить случаи упрощённой трактовки педагогической технологии «перевёрнутый класс», которая сводит её к перестановке местами самостоятельной и аудиторной работы. В статье показано, что новая педагогическая модель, используя в качестве базового условия инверсию самостоятельной и аудиторной работы, предполагает более серьёзные концептуальные изменения процесса обучения, а именно радикальное переосмысление роли преподавателя, учащегося и содержания их совместной учебной деятельности. «Перевёрнутое обучение» может быть рассмотрено как своеобразная педагогическая метастратегия, создающая оптимальные предпосылки для практического воплощения персонализированного подхода в высшем образовании. Такой подход способствует формированию позитивного взгляда на происходящие в области образования процессы, обеспечивает философской основой практику внедрения методики «перевёрнутый класс» в российских образовательных учреждениях.

ЮБИЛЕЙ

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

97-107 25
Аннотация
Статья посвящена анализу моделей оценки эффективности программ корпоративного обучения руководителей на основе принципа кросс-функциональности с учётом типа образовательной организации. По мнению авторов, ожидаемыми результатами корпоративного обучения руководителей на основе кросс-функциональности в первую очередь является формирование разноплановых дополнительных компетенций. Появление сотрудников нового типа, имеющих разносторонние способности и компетенции, следующих определенным правилам отношений между сотрудниками, способствует последовательному приращению у сотрудников инновационных знаний, что полностью соответствует меняющимся запросам производства и цифровой экономики. Работа выполнена на основе изучения российских и зарубежных научных публикаций, практического опыта авторов и опроса разработчиков корпоративных программ обучения и специалистов на основе принципа кросс-функциональности. Выявлено семь наиболее часто используемых моделей оценки. Полученные результаты представляют интерес для специалистов корпоративного обучения на этапе планирования и разработки образовательных программ.
108-118 21
Аннотация

В статье представлены результаты исследования языковой подготовки специалистов в области таможенного дела в России и ряде зарубежных стран. Описанный зарубежный опыт языковой подготовки специалистов таможенного дела в Австралии, Вьетнаме, Германии, Китае, Молдавии, США позволяет обозначить её специфику, а именно уклон на развитие билингвальной компетентности, поскольку поликультурное таможенное пространство требует от специалиста умений вести диалог, знать культурные реалии родного и иностранного языка, уметь реализовывать данные знания в непосредственном общении с зарубежными партнёрами.

Отечественный опыт языковой подготовки специалистов-таможенников характеризуется, с одной стороны, отсутствием учёта регионализации и наполнения содержания иностранного языка на основе межпредметной интеграции с содержанием дисциплин профессионального цикла, а с другой – широким применением активных методов обучения, информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку, что позитивно влияет на формирование готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации.

Авторы приходят к выводу о необходимости более глубокого изучения зарубежного опыта языковой подготовки на основе компаративного анализа в целях совершенствования отечественной подготовки квалифицированного специалиста-таможенника, способного вести эффективную профессиональную деятельность в иноязычной среде.

119-126 16
Аннотация
В статье предлагается сравнительный анализ факторов, способствующих повышению интереса студентов-инофонов к изучению русского языка, в основу которого положены результаты анкетирования 225 студентов МГИМО МИД России и Кишинёвского государственного педагогического университета имени Иона Крянгэ. Авторами выявлены лингводидактические и социокультурные факторы, определяющие выбор студентами языка межнационального общения в университете, способствующие формированию познавательного интереса к изучению русского языка и формированию межкультурной компетенции.
127-135 22
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением миноритарным языкам в российских регионах и в Гагаузской автономии Республики Молдова. Авторы анализируют социокультурные факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее влияние на использование региональных языков. Результаты анкетирования студентов Комратского государственного университета показали, что гагаузский язык недостаточно обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные потребности молодёжи региона. В то же время социокультурный компонент образовательных программ университета является мотивирующим фактором и способствует повышению интереса к изучению миноритарного языка и формированию лингвокультурной и национальной идентичности.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

136-152 29
Аннотация

Государственное финансирование в настоящее время играет ключевую роль в обеспечении стабильного и успешного функционирования систем высшего образования большинства ведущих стран мира. Поскольку государство зачастую является главным источником финансирования высшего образования, в повестке дня встаёт вопрос об эффективности государственной политики распределения финансовых потоков. В настоящей работе рассмотрены основные механизмы финансирования национальных систем высшего образования, а также проанализированы структура и особенности указанных механизмов на примере крупнейших стран Западной Европы и Азии – Германии, Испании, Италии, Франции и Китая.

Материалы и методы. В целях выявления современных тенденций государственного финансирования высшего образования авторы использовали две группы материалов, которые условно можно разделить на официальные нормативно-правовые документы и статистические (аналитические) обзоры. В исследовании были применены методы системно-структурного и статистического анализа данных.

Результаты исследования. Исследование тенденций государственного финансирования высшего образования позволило выявить их большое разнообразие не только в части долевого соотношения в общей структуре доходов университетов, но и в самих механизмах распределения финансовых потоков. В данном исследовании, тем не менее, приведены основные группы данных механизмов, структурированные по методам их реализации.

Обсуждение и заключение. В ходе проведения исследования авторы пришли к выводу, что существующее разнообразие действующих в мире систем финансирования высшего образования в первую очередь обусловлено устойчивостью традиций, сложившихся в национальных системах образования, и отсутствием международных инициатив, целью которых была бы унификация механизмов финансирования образования, как это было сделано ранее относительно структуры, уровней образования и квалификаций в ходе реализации Болонского процесса. Кроме того, постоянно меняющаяся финансовая ситуация в мире побуждает государства искать альтернативные источники поддержки высшего образования, что приводит к созданию новых механизмов финансирования.

153-167 33
Аннотация
Общей проблемой высшего технического образования на современном этапе считается несоответствие вузовских образовательных программ инженерной практике. В статье представлены результаты исследования инновационных изменений, имеющих место в содержании программ высшего технического образования за рубежом на современном этапе. Эмпирической базой послужили статьи в рецензируемых журналах, входящих в базу данных Scopus, опубликованные за период с 2009 по 2018 гг., материалы конференций, проводимых международными инженерными сообществами. Фактологической основой исследования стали также учебные планы подготовки специалистов инженерно-технического профиля ряда ведущих зарубежных вузов. В ходе исследования были выявлены следующие инновационные аспекты содержания программ высшего технического образования: 1) внедрение в образовательные программы подготовки будущих инженеров принципов устойчивого развития; 2) включение в учебные планы подготовки специалистов инженерно-технических профилей модулей по основам менеджмента, предпринимательства и инновациям, открытие междисциплинарных программ, ведущих к получению двойных степеней в области инженерного дела и управления; 3) кооперация университетов с предприятиями-партнёрами в вопросах разработки учебных планов; 4) интернационализация учебных планов подготовки специалистов инженерно-технических профилей, подготовка будущих инженеров к глобальной инженерной деятельности. Рассмотрен подход CDIO как предпосылка проектирования образовательных программ будущих инженеров. Выявленные изменения направлены на преодоление разрыва между содержанием инженерных образовательных программ и инженерной практикой, формирование компетенций, необходимых для успешной профессиональной инженерной деятельности в современных условиях.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.