Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.

Целевая аудитория издания – сообщество исследователей и практиков высшего и дополнительного профессионального образования (вузовские и академические ученые, профессорско-преподавательский состав высшей школы, администрация вузов, работники органов управления системой высшего образования, соискатели ученой степени, студенчество). Авторы и читатели журнала – специалисты в области философии образования, педагогики высшей школы, социологии образования.

Миссия журнала – поддержание и развитие единого исследовательского пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональность) и эпистемологическом (междисциплинарность) смысле, а также укрепление межвузовского сотрудничества научно-педагогических работников. Задача – выработка общезначимого языка описания и объяснения современной образовательной реальности, который не только позволяет понимать происходящее, но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе ценностей солидарности, содружества, кооперации, консолидации и сотворчества.

Содержание рубрик журнала соответствует трем отраслям науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников: 09.00.00 – Философские науки; 22.00.00 – Социологические науки; 13.00.00 – Педагогические науки.

«Высшее образование в России» публикует теоретические (аналитические, полемические, проблемные) статьи, а также результаты эмпирических и практико-ориентированных исследований, материалы конференций и круглых столов, научные рецензии. В своей деятельности журнал опирается на профессиональные объединения в сфере высшего образования (Российский союз ректоров, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация классических университетов России, Международное общество по инженерному образованию).

Текущий выпуск

Том 29, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-24 32
Аннотация

Впервые предложена методика проектирования национального рейтинга вузов на основе агрегирования всех известных публичных национальных рейтингов. Новая методика агрегирования МетАЛиг (Методика Анализа Лиг) может дать возможность отказаться от монополизма в оценивании (отсутствием диктата) и тем самым придать стимул к разработке независимой оценки деятельности вузов. Проведён анализ современного состояния процедур и методов независимого оценивания российских вузов в форме рейтингов и баз данных. Предложенная методика МетАЛиг основана на применении математического аппарата теории голосования в малых группах и позволяет агрегировать различные независимые оценки в единый формат. Рассматривается возможный подход к созданию такого единого национального рейтинга в форме 10 лиг и приводятся результаты расчётов. Разработанные методики ранжирования и полученные результаты могут быть полезны для самодиагностики и активизации научной и организационно-методической деятельности вузов, а также при введении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

25-36 41
Аннотация

В статье проанализированы особенности социокультурной модернизации образования в современной России и методология развития этнорегиональных образовательных систем в контексте укрепления единого образовательного пространства России. Особое внимание уделено рассмотрению стратегии развития образовательных округов современной России как основы выстраивания вертикали государственного управления в сфере образования.

В рамках разработки организационно-педагогических ресурсов преодоления рисков разрыва научного и образовательного пространства страны авторами проработана идея создания научно-образовательных комплексов, развития образовательных округов в стране. Прежде всего, данный подход отвечает поставленной задаче повышения качества высшего образования в регионах страны за счёт установления ведущими университетами чётких связей с региональными вузами по наиболее «продвинутым» направлениям, организации научной и образовательной деятельности.

Создание образовательных округов выступает основой построения поликультурного образовательного пространства Российской Федерации, ресурсом выстраивания новой вертикали управления на федеральном и региональном уровнях, формирования нового вектора образовательной политики, ориентированного на сохранение и развитие единого, внутренне дифференцированного научно-образовательного пространства страны.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

37-50 21
Аннотация

В статье обсуждается вопрос о личностных характеристиках кандидатов на трудоустройство, наличие которых с высокой степенью вероятности предопределяет их потенциальную нелояльность любому работодателю в системе высшей школы. Рассматриваются личностные качества, психотипы, привычки и увлечения преподавателей, а также и других сотрудников вуза., которые могут спровоцировать с их стороны различные угрозы его репутационной, информационной и имущественной безопасности. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой необходимым элементом процедуры отбора новых сотрудников современного отечественного университета должны стать специальные HR-технологии, позволяющие выявлять указанные выше негативные качества и таким образом обеспечивать профилактику большинства возможных угроз его кадровой безопасности. В тезисной форме формулируются практико-ориентированные рекомендации по решению рассматриваемой проблемы.

51-65 20
Аннотация

Институт старост академических групп - вспомогательный инструмент организации образовательного процесса в высшей школе, традиционный для России, но практически не используемый за рубежом,. В статье на основе эмпирических данных освещено его современное состояние, сформулированы ключевые проблемы функционирования и обоснованы меры по их преодолению.

Цель - формирование комплекса обоснованных научно-практических мер по совершенствованию образовательного процесса в российской высшей школе путём развития института старост академических групп.

Методология и методы. На основе разработанной автором анкеты был проведён опрос студентов по поводу функционирования института старост академических групп в одном из российских экономических университетов. Общее списочное число студентов, которым было предложено принять в нём участие, - 238 человек (12 академических групп); фактическое число респондентов - 193 (81%). Форма проведения анкетирования - анонимная, дистанционная, электронная, на безвозмездной основе.

Результаты и научная новизна. Сформулирован ряд ключевых проблем функционирования института старост академических групп в России на современном этапе: а) отсутствие должного взаимодействия между деканатами и старостами; б) отсутствие у старост реальных полномочий; в) недостаток кандидатов на роль старосты; г) отсутствие в отечественных университетах систем по привлечению студентов с высокими организационными способностями к выполнению функций старост, по формированию кадрового резерва старост, сопровождению деятельности старост, в том числе на основе развития их личных и деловых качеств. Предложен ряд рекомендаций: а) закрепить статус института старост академических групп как вспомогательного инструмента организации образовательного процесса в целях конкретизации задачи улучшения его функционирования; б) активизировать взаимодействие организационно-воспитательных подразделений деканатов со старостами академических групп; в) наделить советы старост дополнительными полномочиями в части рассмотрения отдельных вопросов, связанных с реализацией учебного процесса; г) создать реально действующую систему отбора, подготовки и сопровождения деятельности старост академических групп; д) повысить уровень материальной и нематериальной мотивации старост.

Практическая значимость. Обоснованные в статье рекомендации могут быть использованы в России и за рубежом на государственном и локальном уровнях в целях совершенствования образовательного процесса в высшей школе.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

66-75 28
Аннотация

Владение обучающимися грамотной научной речью является одним из результатов обучения в системе высшего образования. Проведённый анализ ФГОС на наличие в них требований к общей образованности выпускника, изучение работ отечественных и зарубежных педагогов-исследователей по вопросам развития математической грамотности, собственный опыт преподавания математики в техническом вузе позволяют сделать вывод, что способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь предусмотрена на уровне, недостаточном для применения обучающимися математического аппарата в своей учебной и профессиональной деятельности. Выделенные в статье критерии грамотной речи и теоретико-методические условия её формирования дают возможность осуществить разработку организационного и методического обеспечения проведения учебных занятий, направленных на развитие грамотной математической речи студентов. Основными методиками при проектировании учебного процесса являются опережающая самостоятельная работа студентов, лекция-дискуссия, взаимный диктант, взаимообмен заеданиями, взаимообмен темами, поабзацная проработка учебных текстов, закрепляющая игратренинг и др. Эффективность учебной деятельности достигается с помощью использования активных и интерактивных форм обучения. Подготовленное организационное и методическое обеспечение проведения занятий, системная учебная работа в данном направлении позволяют студентам совершенствовать речевые навыки и умение использовать математический язык как универсальный язык науки, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении задач профессиональной деятельности.

76-87 29
Аннотация

В статье рассматривается проблема математической подготовки инновационного поколения инженеров в условиях перехода на ФГОС 3++. Авторами выделены основные проблемы современного математического образования в России. Проведён анализ Федеральных государственных образовательных стандартов и рабочих учебных планов в разрезе требований к математической подготовке обучающихся по направлению 13.00.02 «Электроэнергетика и электротехника» в Тобольском индустриальном институте. В статье даётся авторское определение математической компетентности, формирование которой является целью математической подготовки инженера нового поколения, выделены её компоненты - Hard Skills и Soft Skills. На основе проведённого исследования предложена модель математической подготовки бакалавров технического вуза, опирающаяся на технологии STEM-образования, концепцию CDIO. Определено оптимальное содержание изучаемых разделов математических дисциплин, необходимое для успешного освоения учебного плана направления. Реализация модели предполагает использование в образовательном процессе инновационных форм и методов, направленных на формирование способностей планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы в условиях командной работы. Для определения сформированности математической компетентности выявлены критерии и показатели, на их основе выделены пять уровней сформированности математической компетентности (недостаточный, развивающийся, опытный, продвинутый, знаток). Предполагается, что внедрение разработанной модели позволит подготовить «инженерный спецназ», владеющий технологиями мирового уровня для решения прорывных производственных задач.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

88-97 25
Аннотация

В статье рассматривается понятие «образовательная парадигма академи-ческого письма», включающее в себя несколько аспектов, которые необходимо принимать во внимание при организации образовательного процесса. Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать эти аспекты, для того чтобы показать, каким образом академическое письмо можно инкорпорировать в существующие программы высшего образования, в частности в курс изучения иностранного языка, и разработать эффективный дидактический способ формирования навыков академического письма. Авторы формулируют основные принципы организации образовательного процесса, наиболее важными среди которых являются компетентностно-деятельностный подход к обучению, опора на разработанную авторами компетентностную модель академического письма и применение пошаговой стратегии овладения навыками. Рассмотрение академического письма как длительного процесса накопления знаний, умений и навыков, в котором достижения каждого следующего этапа всегда основаны на результатах предыдущих этапов, позволяет предположить, что на пути формирования компетентности в сфере академического письма должны быть пройдены определённые этапы. Это написание эссе, реферата и научной статьи, которые и являются вехами развития образовательной парадигмы. Соответственно, компетентность в написании научной статьи успешно формируется на основе овладения родственными видами речевой деятельности, которые имеют схожие компетентностные модели.

Это предположение подтверждается результатами эксперимента, в ходе которого студенты, не прошедшие специального обучения, не справились с написанием научной статьи, но написали эссе, т.к. этот навык присутствовал в их вербальном опыте. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что путь к освоению академического письма, который является длительным и сложным, требует глубокого понимания его образовательной парадигмы для успешного осуществления процесса обучения в рамках вузовского курса освоения иностранного языка.

98-103 25
Аннотация

В современных условиях повышенной академической мобильности и большого количества англоязычных учебных программ международную известность приобретает курс под названием «Английский язык для преподавания профильных дисциплин ». Согласно исследованиям Британского Совета, ареалом распространения курса стаяли 55 стран мира; Россия не вошла в их число. Однако и в России наблюдается мировая тенденция интернационализации образования, а значит, формированию лингвопрофессиональной компетенции отводится в учебном процессе значительная роль. Примером междисциплинарного подхода стал курс «Английский язык для преподавания профильных дисциплин» в национальном исследовательском университете МФТИ. В статье рассматривается опыт создания программы курса в сотрудничестве со слушателями - преподавателями МФТИ. В ходе занятий слушатели проявили интерес к проблемам академического письма для публикационных целей (исследовательскому письму) и студенческому письму как составной и обязательной части профильных курсов, обсуждали особенности профессионально-ориентированного жанра письма - научно-исследовательской статьи, наиболее часто возникающие трудности и ошибки при её написании. Ответ на вопрос, как интегрировать письменные задания в свой курс, слушатели получили, обратившись к жанрам студенческого письма (описание визуальной информации, реферат, аннотированная библиография). Поднимались темы, как создавать письменные задания интересно, какие исследовательские навыки необходимо развивать у студентов, каковы критерии оценки, нужно ли оценивать языковые ошибки и каким образом. Ещё одним обращением к академическому английскому языку стал жанр презентации. Представляя собой устнописьменную форму подачи материала, он обладает обучающим потенциалом, позволяет показать различия между устным и письменным академическим дискурсом. Зачётным заданием, помимо традиционного грамматического теста, была презентация по выбору слушателя. К концу занятий несколько слушателей скорректировали, а некоторые даже пересмотрели собственную учебную программу. На наш взгляд, подобный курс в рамках предметно-языкового интегрированного обучения займёт своё место в практике российских вузов.

МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

105-115 23
Аннотация

Цель работы - представление результатов изучения процессов цифровизации в медицине, здравоохранении, профессиональном образовании, рассмотрение направлений их адаптации к возможностям медицинского университета. Проведённое исследование основано на использовании таких методов, как контент-анализ современных публикаций по проблеме, их логический анализ, обобщение и систематизация опубликованной информации, а также осмысление опыта цифровизации в высшем медицинском образовании.

Показана актуальность цифровизации для здравоохранения, с помощью которой возможна оптимизация задач по управлению качеством и доступностью медицинской помощи. Для их решения требуется количественная оценка с применением современных информационных технологий, математических методов, программного обеспечения, анализа больших данных и других технологических средств. Содержательный контент цифровизации в здравоохранении включает также создание инновационных сервисов и платформ, позволяющих использовать дистанционные коммуникации с пациентами, врачами, медицинскими и фармацевтическими службами, осуществлять мониторинг лечебно-профилактических процессов в медицинских организациях.

Цифровизация высшего образования является одним из направлений инновационной политики вуза, реализуемой с учётом условий внешней среды и собственных потребностей. Подготовка профессиональных специалистов, владеющих надлежащими знаниями и цифровыми технологиями, требует соответствующих образовательных информационных инструментов для обеспечения учебного и научного процессов. Для этого формируется электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) как совокупность информационных, телекоммуникационных и технологических средств. В статье представлен опыт создания ЭИОС в Курском государственном медицинском университете за последние десятилетия. В вузе проводится компьютеризация различных форм и методов учебного процесса и контроля знаний, работают системы управления службами (деканаты, кафедры, библиотека, кадры, приёмные комиссии, учебно-методическое управление и другие). Дистанционно реализуется ряд программ непрерывного медицинского образования на факультете последипломного образования. Разрабатываются методы и формы практико-ориентированного и проектного обучения с использованием информационных технологий.

116-124 25
Аннотация

В статье рассматривается процесс вовлечения студентов в волонтёрское движение как инструмент управления современным высшим учебным заведением. На примере студентов-волонтёров Курского государственного медицинского университета выявлены общие мотивы их участия в волонтёрской активности и возможности волонтёрства в плане освоения ими универсальных компетенций. Среди ведущих мотивов обычно выделяются альтруистические, мотивы личностного развития, сопричастности, самореализации, общения. Анкетирование волонтёров позволило подтвердить теоретические выводы, полученные в ходе анализа литературы, и подкрепили авторское обоснование необходимости конструирования социокультурной среды вуза. Авторы: статьи убеждены, что участие студентов в волонтёрских проектах создаёт условия для их самореализации и саморазвития, а вузу помогает реализовывать задачи государственной молодёжной политики. Рассматривая волонтёрскую деятельность как инновационную форму воспитательной работы, исследователи акцентируют внимание на том, что изучение мотивов активных волонтёров позволяет современным руководителям высшей школы создавать благоприятные условия для удовлетворения потребностей волонтёров, соединения интересов конкретной личности с решением государственных задач.

125-134 22
Аннотация

Получение высшего медицинского образования предполагает наличие у абитуриентов определённого уровня знаний, а также осознанность выбора ими будущей профессии. Как показывает практика, зачастую выбор вуза совершается старшеклассниками под влиянием сиюминутных настроений, текущих увлечений, интуиции либо под давлением социальных стереотипов, родителей, педагогов или друзей. Не имея полного представления о специфике и функциональном содержании выбранной профессии, они со временем разочаровываются и теряют к ней всякий интерес. Современные требования к подготовке медицинских кадров выдвигают необходимость совершенствования методов профориентационной работы и тесного взаимодействия вузов с населением, органами власти и управления здравоохранением. Целью профориентационной работы является формирование качественного контингента обучающихся для подготовки квалифицированных медицинских кадров с учётом потребностей регионов, оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации, в дальнейшей трудовой деятельности. В статье обобщается опыт профориентационной работы в медицинском вузе, предлагается модель, направленная на совершенствование профессиональной ориентации молодёжи. Данная модель предполагает профессиональное погружение на довузовском, вузовском и последипломном этапах работы. Оно позволяет понять учащемуся многоступенчатость профессионального становления, оценить риски, увидеть сложности и наметить точки приложения личных усилий. Посредством профессионального погружения удаётся привлечь к медицинскому труду наиболее подготовленную молодёжь, имеющую устойчивую мотивацию к будущей профессиональной деятельности, обладающую необходимым уровнем сформированности профессионально важных качеств. Эффективность предлагаемой модели подтверждается высокими показателями удовлетворённости студентов содержанием обучения и принадлежностью к вузу.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

135-149 38
Аннотация

Ориентация на проектную деятельность как принцип образовательного процесса, реализующегося в университете, имеет уже долгую историю. Архетипической моделью проектно-ортентированного обучения считается модель университета Аалборга (Дания), созданного в 1974 г. специально для того, чтобы изменить традиционный подход к обучению студентов в высших учебных заведениях страны. Школа экономики и менеджмента (ШЭМ) Дальневосточного федерального университета на данный момент реализует свою модель проектно-ориентированного обучения. Она разработана на основе принципов дизайн-мышления - методологии решения слабоструктурированных проблем в условиях неопределенности. Внедрение данной методологии в образовательный процесс должно способствовать развитию у обучающихся компетенций креативности и критического мышления, а организация проектной работы - развитию навыков коммуникации с внутренними и внешними заинтересованными сторонами и командной работы. Цель статьи - сравнить эту модель с базовой моделью, выделить общее и особенное, определить дальнейшие направления её совершенствования. Тезис: опыт, полученный в ШЭМ за три года реализации проектно-ориентированного обучения, позволяет рекомендовать модель к использованию при организации проектной деятельности студентов в других российских вузах.

150-155 18
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «История » для неисторических специальностей. Основными из них являются: низкий интерес со стороны обучающихся, а также отсутствие учёта особенностей специализации обучающихся при подготовке к занятиям, трудности с формированием фонда оценочных средств по дисциплине, задания которого больше напоминают варианты ЕГЭ. Авторы предтгают решение этих проблем на пути компетентностного подхода к преподаванию дисциплины. Авторы полагают, что устаревшие стереотипы и установки при подготовке к занятиям являются тормозом в совершенствовании методики преподавания дисциплины. Для обеспечения преемственности уровней образования, развития сформированных в школе знаний и умений, формирования или поддержания интереса к дисциплине требуется ежегодное ознакомление педагогов с результатами итогов единого государственного экзамена и методическими мате-рталами по истории. Авторы предлагают виды заданий, которые направлены на достижение целей компетентностного подхода, среди них - задания на знание исторических фактов, умение работать с историческими источниками, но главное - на умение выявлять причинноследственные связи, а также формулировать и отстаивать свою позицию.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

156-165 20
Аннотация

В условиях усиливающейся интернационализации высшего образования привлечение студентов из-за рубежа рассматривается как одно из средств усиления позиций страны в мировом образовательном пространстве. Выполнение вузами данного показателя осложнено необходимостью системно, комплексно изменять образовательный и воспитательный процесс и создавать благоприятные условия для студентов из числа иностранных граждан. Цель данной статьи - рассмотреть тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов и возможности его применения в российских вузах. Авторами были проанализированы понятия «социокультурная адаптация», «тьюторское сопровождение», показана их взаимосвязь.

В статье рассмотрены такие принципы современного образования, как открытость, вариативность, диалогичность, индивидуализация, создание избыточной информационной среды, и показано соответствие этим принципам практики тьюторского сопровождения. Представлена также программа обучения тьюторов из студенческой среды и раскрыто содержание и формы реализации образовательных модулей данной программы.

По итогам анализа опыта работы школы тьюторов и волонтёров в Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС авторами сделан вывод о перспективах и возможностях использования студенческого тьюторства в качестве инструмента адаптации иностранных учащихся к обучению в российских вузах и эффективного способа их вовлечения в совместную социокультурную деятельность, позволяющую раскрыть и развить имеющийся личностный и образовательный потенциал студентов-иностранцев. Предложен опыт подготовки студентов-тьюторов, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе на примере Сибирского института управления - филиала РАНХиГС.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.