Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.

Целевая аудитория издания – сообщество исследователей и практиков высшего и дополнительного профессионального образования (вузовские и академические ученые, профессорско-преподавательский состав высшей школы, администрация вузов, работники органов управления системой высшего образования, соискатели ученой степени, студенчество). Авторы и читатели журнала – специалисты в области философии образования, педагогики высшей школы, социологии образования.

Миссия журнала – поддержание и развитие единого исследовательского пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональность) и эпистемологическом (междисциплинарность) смысле, а также укрепление межвузовского сотрудничества научно-педагогических работников. Задача – выработка общезначимого языка описания и объяснения современной образовательной реальности, который не только позволяет понимать происходящее, но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе ценностей солидарности, содружества, кооперации, консолидации и сотворчества.

Содержание рубрик журнала соответствует трем отраслям науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников: 09.00.00 – Философские науки; 22.00.00 – Социологические науки; 13.00.00 – Педагогические науки.

«Высшее образование в России» публикует теоретические (аналитические, полемические, проблемные) статьи, а также результаты эмпирических и практико-ориентированных исследований, материалы конференций и круглых столов, научные рецензии. В своей деятельности журнал опирается на профессиональные объединения в сфере высшего образования (Российский союз ректоров, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация классических университетов России, Международное общество по инженерному образованию).

Текущий выпуск

Том 29, № 11 (2020)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-20 34
Аннотация

В условиях дифференциации вузов и создания университетов нового типа, определения новых стратегий их развития задачи достижения высокой степени эффективности в управлении персоналом, приобретения и пополнения им соответствующих профессиональных компетенций приобретают стратегическую значимость. В частности, актуальной становится разработка адаптированной под реалии современного университета модели трансформации системы оплаты труда сотрудников административно-управленческого сектора, основанная на создании конкурентной среды.
Анализ механизмов управления кадровым потенциалом, применяемых в университетах западной Европы, странах СНГ, Прибалтики, позволил предложить модель повышения эффективности деятельности и мотивации административно-управленческого персонала на примере одного из ведущих вузов, участника программы повышения конкурентоспособности 5-100 – Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. Согласно модели, разработанной в координатах «функционирование – развитие», сформулированы принципы поощрения и критерии стимулирования труда, предложены критерии эффективного контракта и их весовые коэффициенты для АУП университета.
В ходе исследований использован комплексный подход к анализу деятельности АУП, включающий методы PEST-анализа, SWOT-анализа, программно-аналитический анализ данных экспертных опросов.

21-32 36
Аннотация

Проблема вузовской автономии насчитывает столетия. Вместе с тем она, не потеряв своей актуальности и сегодня, далека от окончательного разрешения. Данная проблема по-разному решалась в различные исторические периоды и в разных странах. Однозначность в подходах к её разработке отсутствует и сегодня. Особо значимой она является для современной России, перед которой стоит задача добиться конкурентоспособности отечественной высшей школы в мировом образовательном пространстве и обеспечить такое её качественное функционирование, которое стало бы прочным фундаментом дальнейшего прогресса и процветания страны. Авторы выделяют в исследовании этой проблемы новый аспект, а именно оценку состояния автономии российских университетов со стороны ректорского корпуса региональных вузов. При этом подчёркивается, что субъективно-психологическая грань вопроса не менее важна, чем его правовые или экономические аспекты, поскольку мнение ректоров, как правило, отражает консолидированную позицию многотысячных коллективов работников высшей школы, социальное самочувствие которых – это существенный фактор эффективности работы вузов. На материале данных анкетирования выявлены некоторые специфические позиции, с одной стороны, тех руководителей вузов, которые указывают на сужение университетской автономии в настоящее время, а с другой – тех, кто оценивает её актуальное состояние как удовлетворительное и стабильное.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

33-50 37
Аннотация

В обзорной статье даётся обобщение процессов становления и развития социологии высшего образования за рубежом за последние 50 лет. Выбор объекта исследования (США, Великобритания, Франция, скандинавские страны, Испания) был обусловлен реальными достижениями национальных систем высшего образования и высоким уровнем развития в них социологии высшей школы. В обзоре нашли отражение работы ведущих социологов высшего образования этих стран. Была применена методология компаративного анализа западного опыта социологических исследований высшего образования, их идей и тенденций. Показаны пути изменений в предметно-содержательном поле западной социологии высшего образования. Практическая значимость обзора определяется возможностями использования предложенного анализа для развития отечественной социологии высшей школы и практик университетского развития.

51-62 29
Аннотация

В целях совершенствования подготовки магистров, обучающихся по направлению «Управление персоналом», проведено социологическое исследование мнений работодателей. На основе его результатов уточнены HR-технологии и раскрыто содержание профессиональных компетенций, которыми должны обладать специалисты кадровых служб организаций и предприятий, относящиеся к категории креативного персонала. На предварительном этапе в качестве ориентиров проанализированы ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом (уровень магистратуры)», а также требования, предъявляемые профессиональным стандартом к специалисту по управлению персоналом. Для изучения мнений работодателей было проведено двухэтапное исследование, включавшее на первом этапе фокусированное интервью с руководящими работниками с целью выяснения применяемых на практике приёмов работы с креативным персоналом (N = 43). В качестве рабочей гипотезы выступало предположение, что имеется существенная специфика в процессах привлечения, развития и удержания креативного персонала. На основе интервью был подготовлен список профессиональных компетенций, владение которыми может повысить качество управления креативным персоналом. На втором этапе был проведён анкетный опрос более широкой группы работодателей с задачей определения приоритетности предложенных профессиональных компетенций (N=87). Интервью и анкетирование проводилось с представителями кадровых служб и руководящего состава предприятий и организаций (в том числе высших учебных заведений) Нижнего Новгорода, основная деятельность которых направлена на получение интеллектуального продукта. Авторами при поддержке Стипендиальной программы Владимира Потанина разработана программа магистратуры «Управление креативным персоналом». На основе результатов исследования в рабочие программы дисциплин и в список профессиональных компетенций разработанной магистерской программы были внесены соответствующие корректировки.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

63-74 22
Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора, в которой делается попытка выстроить образовательный культурный конфигуратор, завязывающий в единый узел три темы: сферу образования, город и человека. Сквозным культурным «клеем» этой связки выступает опыт антропопрактик заботы человека о себе, посредством которых, проделывая которые человек становится самим собой. В работе предлагается рассмотреть опыт составления такого репертуара антропопрактик заботы, который задаёт полноту опыта заботы. Полнота репертуара антропопрактик может быть представлена только в одном культурном образе – образе Города, в котором и возможно выстраивать реальную образовательную навигацию человека. Опираясь на опыт других исследователей, автор предлагает такой конфигуратор, в котором сочетаются репертуар антропопрактик заботы, полнота культурных форм, из которых состоит пространство города, и универсум личности человека, формирующийся посредством опыта практик заботы в человеке. Тем самым предлагается культурный инвариант, могущий быть положенным в основании различных образовательных программ развития человека, преодолевающих разного рода редукции, которыми страдает современная образовательная практика.

75-87 25
Аннотация

В статье рассматривается проблема оценки конкурентоспособности университетов с позиции регионального и городского развития. Ставится вопрос об учёте критериев, направленных на исследование пользы вузов для территории присутствия в современной методологии оценки эффективности университетов. Рассматривается целесообразность интеграции результатов международных рейтингов университетов при разработке индексов, предусматривающих оценку влияния университетов на городское развитие. Осуществляется обзор методологий составления международных рейтингов городов (Global Cities Index, Cities of opportunity, Mercer Quality of Living, The Global City Competitiveness Index, QS Best Student Cities) с целью выявления содержания и значимости критериев, направленных на оценку эффективности университетов. Даётся критическая оценка международных рейтингов университетов (QS World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities). Предлагаются критерии, позволяющие оценить университеты с позиции приносимой ими пользы для городов, в которых они присутствуют. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте РФ.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

88-97 80
Аннотация

В учебных заведениях по всему миру предпринимаются меры для повышения квалификации преподавателей в сфере новейших образовательных технологий. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень цифровой компетенции педагогов по-прежнему остаётся невысоким. Одной из причин этой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие чёткого определения понятия “цифровая компетенция” и, как следствие, понятия “педагогическая цифровая компетенция”. С этой проблемой тесно связана задача создания модели цифровых навыков преподавателя. Есть потребность в универсальных моделях, которые бы включали как можно более обширный список цифровых навыков педагога. К числу таких моделей, охватывающих различные аспекты педагогической практики, можно отнести рассматриваемые в данной статье модели DigiCompEdu, ICT CFT, TETCs. Однако также ощущается недостаток моделей, которые бы структурировали работу с цифровыми технологиями на микроуровне, т.е. на уровне использования того или иного инструмента для осуществления образовательного процесса. Требуется такая модель, которая бы, с одной стороны, описывала ограниченный набор первостепенных навыков, необходимых преподавателю (в особенности на начальном уровне цифровой грамотности), а с другой – была бы применима к процессу освоения любого цифрового инструмента. В статье предложен вариант такой модели.

98-111 37
Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к процедурам присвоения квалификаций по результатам неформального и информального образования. Анализируются лучшие зарубежные практики, получившие признание мирового образовательного сообщества. Рассматриваются инновационные инструменты оценки квалификаций. В этой связи интересен описанный в статье опыт Южной Кореи, использующей в качестве основного инструмента признания квалификаций Реестр академических зачётных единиц. Похожие системы используются во Франции и Дании. В Германии, Норвегии и Японии активно внедряются современные информационно-коммуникационные системы по аккумуляции информации о квалификациях взрослого населения. В Италии законодательно установлено, что квалификации, полученные формальным, неформальным и информальным путём, равноценны. Опыт Италии ценен тем, что в ходе процедуры признания квалификации принимаются во внимание результаты не только неформального, но и информального обучения. Образовательное законодательство Российской Федерации позволяет учитывать отдельные задокументированные результаты неформального и информального обучения, полученные в ходе освоения программ дополнительного образования, в том числе и по программам высшего образования. Однако с признанием некоторых результатов обучения, особенно если они не задокументированы, могут возникать трудности. В статье предлагается проектная модель признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения, которая могла бы рассматриваться как перспективная для Российской Федерации.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

112-121 26
Аннотация

Каждая личность несёт в себе полноту и глубину Мира – в зависимости от способностей и талантов. Каждое «я» вправе считать себя самоценным и может претендовать на диалог с «Другим». Личность может вместить в себя различные культуры, знания и верования, науки и религии. Каждая личность осуществляет то, что можно назвать движением мысли во времени – не в математическом времени физики Ньютона или Эйнштейна, но главным образом в том, которое мы называем «явление Спасителя», «время Шекспира», «наше время». Это время есть совокупность условий, при которых происходят исторические события. Для всех этих времён характерен свой образ мыслей и свои законы существования. Имеется в виду не только «объективная реальность» науки, но и та, что создаётся в воображении. При этом воображаемая реальность может больше влиять на миропонимание человека, чем реальность фактическая. Движение мысли во времени принесло человеку много полезного, но и много провального, вроде конфликтов и войн, угроз мировых катаклизмов, ситуацию в планетарной экологии и прочие неприятности. Сегодняшние проблемы времени, конечно, поглощаются Вечностью. Вечность охватывает и завершает любое время и существование. Однако если подключить воображение, то пытливая свободная мысль может предположить существование Предвечного, Абсолюта, Бога. Предположить, что Ему мы должны доверить многие свои заботы.

122-127 24
Аннотация

Для оценки и мониторинга усилий управления к достижению поставленных целей требуются показатели эффективности. В статье сделан акцент именно на этом – на понимании эффективности и её оценки. Обсуждаются методологические новации предлагаемой концепции диагностики, обосновывающей релевантность трактовки систем образования как семиотических систем, управления трансформацией систем образования на основе измерения параметров порядка самоорганизации сложных открытых систем,
выбора в качестве управляющего параметра порядка конструкта «эффективность информации». Это позволяет реализовать процедуру измерения двух типов взаимодействий, а именно: процесса отбора оптимальных способов достижения асимптотически удалённой цели и процесса конкуренции семиотических аттракторов как выражения асимптотических целей. Особенности механизмов самоорганизации выдвигают специфическое требование к управлению этими процессами. Оно заключается в необходимости проведения такого отбора, который не отсекает иные пути, а меняет иерархию способов достижения целей. Игнорирование этого требования приводит к отбору «из одного» пути.
Сделаны выводы, касающиеся определения места педагогического образования в контексте модернизации всей системы отечественного образования. Во-первых, при внедрении в практику отечественного образования зарубежных технологий следует иметь в виду, что их эффективность была получена при достижении существенно иных целей. Во-вторых, внедрение инновационных образовательных технологий в подготовку преподавателей должно опережать это внедрение в практику преподавания на всех уровнях образования, что обеспечит эффективную настройку достоинств этих технологий на достижение целей отечественного образования.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

129-140 24
Аннотация

В данной статье рассматривается влияние VUCA-мира как современной реальности на трансформацию вуза на примере Норильского государственного индустриального института, его внутреннего пространства развития. Исследование опирается на кейс-метод, форсайт, проектный метод, глубинные интервью с наиболее важными стейкхолдерами, теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Теоретической основой научной работы является методология в рамках VUCA-Prime стратегии. Определение реперных точек и разработка механизмов трансформации вуза в условиях VUCA-мира, являющегося значимым контекстом современной реальности, характеризующейся нестабильностью, неопределённостью, сложностью, неоднозначностью, является способом построения внутреннего пространства развития вуза. Представлена модель, позволяющая потенциально редуцировать уровень неопределённости и качественно трансформировать внутреннюю среду НГИИ.

141-152 30
Аннотация

Рассматривается опыт Норильского государственного индустриального института по внедрению парадигмы студентоцентрированного обучения. На наш взгляд, она предполагает создание диалоговой атмосферы «преподаватель – студент – работодатель», для которой характерно уважительное отношение студента к преподавателю и работодателю, приятие их направляющего влияния на его личностное и профессиональное
становление. Обсуждается модель формирования у студента жёстких и мягких компетенций, востребованных работодателем. Она заключается в оперативном реагировании вуза на актуальные потребности производства путём вынесения их при необходимости в систему дополнительного образования, а также в активном участии работодателя во всех звеньях образовательного процесса. Образовательная программа «Формирование soft skills на основе практики осознанности» на портале Норильского государственного индустриального института доступна для свободного ознакомления всем желающим.

153-166 43
Аннотация

Исследуются критерии педагогической инноватики, которые могут помочь обнаружить псевдоинновационные явления в высшей школе. Наряду с выраженной оригинальностью образовательного новшества и его эффективностью, предлагается такой основообразующий критерий, как адекватность рассматриваемого педагогического опыта передовым научно-технологическим вызовам времени, а также решению приоритетных социальных задач общества. Отмеченный критерий соответствует узкому пониманию инновации, которое соотносится с системой «научная новизна – технологический (социальный) проект – разработка – внедрение». Данная дефиниция категории «инновация» в её целеуказующем аспекте задана контекстом развития и сохранения антропологического потенциала социума в целом и образования в частности.
Актуальность предложенного критерия раскрывается в ходе критического анализа научной публикации, посвящённой педагогическому опыту в системе военного образования. Обосновываются антиинновационные системные эффекты так называемого «инновационного подхода», в ходе анализа актуализируется универсальная для инженерного образования проблема соответствия образовательных новаций самым передовым научно-технологическим вызовам времени. Усилия по развитию образовательной среды вуза в направлении самых передовых мировых инноваций названы симметричными мерами модернизации высшей школы.
В контексте изучения особенностей развивающейся научно-технической революции вводится понятие «ассиметричное» реагирование на инновационные вызовы времени и с учётом достижений отечественных и зарубежных учёных разрабатывается комплекс «ассиметричных» мер. Они обусловлены развитием универсальных базовых информационных и творческих компетенций, а также гуманитарной и экономической направленностью подготовки, внедрением прежде всего STEM-направлений школьного образования, имитационно-дистанционных средств обучения, технически-инновационных педагогических технологий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.