ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА К СИНЕРГИИ
Аннотация
Современного инженера отличает умение работать в коллективе, искусство управлять людьми. Рынок труда требует также, чтобы любой работник был способен трудиться в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества. Основы готовности к этому закладываются на студенческой скамье. Любая педагогическая система основана на взаимодействии преподавателей и студентов, студентов друг с другом, то есть на обучении в сотрудничестве, в результате чего осуществляется процесс личностного роста субъектов образовательного процесса. Вызвать активное отношение к предстоящей работе можно, лишь выдвинув познавательные задачи, которые должны быть осознаны и приняты студентами. В наибольшей степени этому способствует использование технологии обучения в сотрудничестве. Цель статьи – показать конкретные механизмы, позволяющие её использование в образовательной практике на разных уровнях – от учебного процесса до научного взаимодействия с коллегами из разных стран.
Об авторе
П. Н. ОсиповРоссия
д-р пед. наук, проф., кафедра инженерной педагогики и психологии
Список литературы
1. Шакуров Р.Х. Психологические основы сотрудничества. СПб.,1994.
2. Slavin R.E. Cooperative learning in teams: State of the art // Educational Psychologist. 1980. Vol. 15. No. 2. P. 93–111. DOI: 10.1080/ 00461528009529219
3. Johnson R.T., Johnson D.W. Cooperative learning: The best of the one-room schoolhouse // The Teacher Educator. 1991. Vol. 27. No. 1. P. 6–13. DOI: 10.1080/08878739109554992
4. Aronson E. Totally Provocative and Perhaps Partly Right, Psychological Inquiry // An International Journal for the Advancement of Psychological Theory. 1992. Vol. 3. No. 4. P. 353–356. DOI: 10.1207/s15327965pli0304_18
5. Gerlach J.M. “Is this collaboration?” // Bosworth, K., Hamilton, S. J. (Eds.). Collaborative Learning: Underlying Processes and Effective Techniques, New Directions for Teaching and Learning. 1994. No. 59.
6. Maier M.H., Panitz T. End on a High Note // College Teaching. 1996. Vol. 44. No. 4. P. 145– 148. DOI: 10.1080/87567555.1996.9932344
7. Osipov P.N., Ziyatdinova Yu. N. Collaborative Learning: Pluses and Problems // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). 20–24 September 2015, Florence, Italy. P. 361–364.
8. Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Проектное обучение для подготовки инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 92–97.
9. Сазонова З.С., Жураковский В.М. «Работа в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 3–8.
10. Емельянова О.П., Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю. Многоуровневые проектные группы – эффективный механизм непрерывного проектного образования // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов II международной научно-практической конференции (Тверь, 19 декабря 2016 г.). Тверь, 2017. С. 360–363.
11. Осипов П.Н., Журавлева М.В., Емельянова О.П. Дополнительное образование как средство ориентации школьников на инженерные профессии // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 164–169.
12. Ирисметов А.И., Иванов В.Г., Осипов П.Н., Шайхиев И.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-экологов в технологическом вузе. Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. 151 с.