Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются тенденции построения карьерных траекторий выпускников вузов: от модели вероятных путей развития в зависимости от способностей, знаний, умений (профориентация) – к модели индивидуального управления карьерой, которая зависит от осознания личностью индивидуальных, институциональных, социальных ресурсов и инструментов, а также от способности руководствоваться каждым из них; от парадигмы планирования карьеры – к парадигме управления карьерой. В ходе анализа социальных практик авторы выделяют группы факторов формирования карьерных траекторий выпускников российских вузов на трёх уровнях: 1) личностном – осознанность (оценка происходящего, своих мотивов, ресурсов, умений, знаний, понимание контекста ситуации, самоуважение), саморазвитие (умение исследовать, проявлять интерес, инициативу), умение совершать различные по характеру выборы (оценка важности выбора, осознанность выбора), способность к целенаправленному действию (умение осуществлять задуманное, планирование, руководство внутренними и внешними ресурсами), способность доносить до других людей результаты своего труда (рефлексия, оценка) и др.); 2) институциональном – образовательная организация, система дополнительного образования и повышения квалификации, система высшего образования, ФГОС, Национальная система квалификаций, Реестр профессиональных стандартов, различные национальные и международные кадровые агентства, центры занятости населения, профориентационные центры тестирования и тренингов и др.; 3) социальном – мобильность, движение трудовых ресурсов, миграция, социальные, ресурсные и стихийные риски и др. В статье проводится анализ актуализации указанных факторов применительно к современной социокультурной ситуации в России.

 

Об авторах

Л. В. Темнова
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

д-р психол. наук, проф.



О. А. Лизунова
Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям “deti.msk.ru”
Россия

главный специалист по образовательному процессу



Список литературы

1. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 1. С. 25–35.

2. Borchard David C., Donohoe Patricia A. The Joy of Retirement – Finding Happiness, Freedom, and the Life You’ve Always Wanted.

3. American Management Association AMACOM, 2008. 289 p.

4. Белых С.Л. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. Методическое пособие для преподавателей и студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2008. 80 с.

5. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.

6. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 400 с.

7. Зайцева Н.А., Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. М.: РУСАЙНС, 2016. 184 с. URL: http://www. scardio.ru/poa/images/documents/12030.pdf

8. Jenschke, B. History of IAEVG 1951–2011. Chronicle, Policies and Achievements of the Global Guidance Community. Bielefeld, 2012.

9. DOI: 10.3278/5001001

10. Тарт Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. 240 с.


Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)