ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье в сравнительном контексте рассматриваются особенности российской модели образования, раскрывается роль образования в процессе социальной эволюции России начиная с реформ Петра Великого и до 1917 г. Автор обосновывает идею об опережающем развитии образования, которое в России выступало как основной локомотив модернизации страны. Особое внимание уделяется роли образования в трансформации социальной структуры российского общества, в том числе в формировании меритократической элиты современного типа. Рассматривая социокультурные процессы в российском обществе времён Александра III и Николая II, автор обращает внимание на новый образовательный запрос со стороны общества и на происходивший в тот период образовательный бум, который, с его точки зрения, послужил подлинным началом культурной революции, продолженной затем в послеоктябрьский период истории.
Об авторе
А. Л. АндреевРоссия
д-р филос. наук, проф.
Список литературы
1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 19. Л.: Наука, 1979.
2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.
3. Besançon A. Éducation et société en Russie dans une second tiers du XIX siecle. P.: DeGruyter Mouton, 1974.
4. Андреев А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М.: Наука, 2008.
5. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. В. 2 т. Т. 1. М.: Феникс, 1992.
6. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века. М.: РОССПЭН, 1999.