ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Проблема интеграции образования, науки и производства как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики не снимается с повестки дня с довоенных времен. Она носит перманентно актуальный характер, поскольку при каждой очередной попытке полностью и окончательно её решить обнаруживается отсутствие у заинтересованных сторон должного консенсуса. Следует признать, что в этой области наработан немалый положительный опыт, есть заметные достижения, есть удачные модели и потрясающие примеры («заводы-втузы», физтеховская модель, Пущинский государственный естественнонаучный институт и другие). Нет главного – системности: требуемое триединство не обеспечено институционально. В советское время взаимодействие высшей школы и производства обеспечивалось на государственном уровне. А что касается академической науки, то она была отделена от образовательного процесса. В годы перестройки эту ситуацию оказалось возможным переломить. В 1987 г. в Губкинском университете был создан прецедент институционального решения проблемы интеграции академической науки и высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране был организован академический институт – Институт проблем нефти и газа (ИПНГ) на базе кафедр и лабораторий высшего учебного заведения – Московского института нефти и газа имени И.М. Губкина. ИПНГ имел двойное подчинение – Академии наук СССР и Минвузу СССР. Практика показала высокую эффективность данного альянса. Международный опыт свидетельствует о том, что органичная интеграция образования и науки – необходимое условие для перехода к экономике, в которой доминирующей индустрией становится поточное производство знаний. Эта индустрия реализуется в новых формах организации типа Кремниевой долины – кластерах, технопарках, бизнес-инкубаторах и т.п. Сегодня Губкинский университет в полной мере использует те возможности и механизмы, правильнее сказать – институты интеграции профессионального образования, академической и отраслевой науки, а также и производства, которым отечественное законодательство дало легитимность. Это попечительский и наблюдательный советы, эндаумент-фонды, базовые кафедры, научно-образовательные центры, отраслевые лаборатории, технопарки, советы по профессиональным квалификациям и т.д. Попечительские советы следует выделить особо. Одна из их важнейших задач – обеспечение разносторонней поддержки университетов со стороны органов местного и государственного управления, бизнеса, финансовых структур, общественных организаций. Свой попечительский совет Губкинский университет сформировал в марте 1992 г. одним из первых в инженерных вузах России. В состав Совета вошли руководители различных хозяйствующих субъектов ТЭК (в их числе – концерны «Газпром» и «Лукойл»), банков, ряда руководящих работников профильного министерства. Тогда же был учрежден и фонд попечителей, по смыслу и содержанию благотворительной деятельности аналогичный эндаумент-фонду, позволивший университету в полном объёме финансировать производственные практики студентов, провести тотальную компьютеризацию учебного процесса, учредить и выплачивать молодым преподавателям стипендии попечительского фонда, издавать учебники, решать разнообразные хозяйственные задачи. Институт университетских базовых кафедр, работающих в научных организациях и на производственных предприятиях, давно проверен временем, его эффективность общепризнана. Национальные и отраслевые советы по профессиональным квалификациям – ещё один весьма перспективный институт интеграции образования, науки и производства, институт взаимодействия академического и бизнес-сообществ. Опыт наиболее успешных университетов мира свидетельствует, что наиболее эффективным механизмом интеграции образования, науки и бизнеса как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности экономики является Наблюдательный совет и учреждение Эндаумент-фонда. Создание наблюдательного совета предполагает участие бизнес-сообщества в управлении унивеситетом как в образовательной сфере, устанавливая тесную взаимосвязь между востребованными компетенциями на рынке труда и формируемыми компетенциями в вузе, так и в управлении университетом в целом как субъектом экономической деятельности.
Об авторах
В. С. ШЕЙНБАУМРоссия
канд. техн. наук, проф., научный руководитель
О. В. БУДЗИНСКАЯ
Россия
канд. экон. наук, доцент
Список литературы
1. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание
2. подготовки современного инженера. М.: Изд-во МАДИ, 2007. 487 с.
3. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. М.: Советская наука, 1945. 410 с.
4. Скрябин Г.К. Уставы Академии наук СССР. 1724-1974. М.: Наука, 1974. 208 с.
5. Дмитриевский А.Н. История одного эксперимента // Поиск. 1997. № 48. 22–28 ноября.
6. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. №4. С. 2–7.
7. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления
8. трансформации. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 230 с.
9. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in
10. Europe. 2014. Vol. 29. Pp. 187–193.
11. Фияксель Э. Национальный исследовательский университет как ядро регионального инновационного кластера // Инновации. 2009. № 12. С. 85–89.