Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Проблема интеграции образования, науки и производства как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики не снимается с повестки дня с довоенных времен. Она носит перманентно актуальный характер, поскольку при каждой очередной попытке полностью и окончательно её решить обнаруживается отсутствие у заинтересованных сторон должного консенсуса. Следует признать, что в этой области наработан немалый положительный опыт, есть заметные достижения, есть удачные модели и потрясающие примеры («заводы-втузы», физтеховская модель, Пущинский государственный естественнонаучный институт и другие). Нет главного – системности: требуемое триединство не обеспечено институционально. В советское время взаимодействие высшей школы и производства обеспечивалось на государственном уровне. А что касается академической науки, то она была отделена от образовательного процесса. В годы перестройки эту ситуацию оказалось возможным переломить. В 1987 г. в Губкинском университете был создан прецедент институционального решения проблемы интеграции академической науки и высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране был организован академический институт – Институт проблем нефти и газа (ИПНГ) на базе кафедр и лабораторий высшего учебного заведения – Московского института нефти и газа имени И.М. Губкина. ИПНГ имел двойное подчинение – Академии наук СССР и Минвузу СССР. Практика показала высокую эффективность данного альянса. Международный опыт свидетельствует о том, что органичная интеграция образования и науки – необходимое условие для перехода к экономике, в которой доминирующей индустрией становится поточное производство знаний. Эта индустрия реализуется в новых формах организации типа Кремниевой долины – кластерах, технопарках, бизнес-инкубаторах и т.п. Сегодня Губкинский университет в полной мере использует те возможности и механизмы, правильнее сказать – институты интеграции профессионального образования, академической и отраслевой науки, а также и производства, которым отечественное законодательство дало легитимность. Это попечительский и наблюдательный советы, эндаумент-фонды, базовые кафедры, научно-образовательные центры, отраслевые лаборатории, технопарки, советы по профессиональным квалификациям и т.д. Попечительские советы следует выделить особо. Одна из их важнейших задач – обеспечение разносторонней поддержки университетов со стороны органов местного и государственного управления, бизнеса, финансовых структур, общественных организаций. Свой попечительский совет Губкинский университет сформировал в марте 1992 г. одним из первых в инженерных вузах России. В состав Совета вошли руководители различных хозяйствующих субъектов ТЭК (в их числе – концерны «Газпром» и «Лукойл»), банков, ряда руководящих работников профильного министерства. Тогда же был учрежден и фонд попечителей, по смыслу и содержанию благотворительной деятельности аналогичный эндаумент-фонду, позволивший университету в полном объёме финансировать производственные практики студентов, провести тотальную компьютеризацию учебного процесса, учредить и выплачивать молодым преподавателям стипендии попечительского фонда, издавать учебники, решать разнообразные хозяйственные задачи. Институт университетских базовых кафедр, работающих в научных организациях и на производственных предприятиях, давно проверен временем, его эффективность общепризнана. Национальные и отраслевые советы по профессиональным квалификациям – ещё один весьма перспективный институт интеграции образования, науки и производства, институт взаимодействия академического и бизнес-сообществ. Опыт наиболее успешных университетов мира свидетельствует, что наиболее эффективным механизмом интеграции образования, науки и бизнеса как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности экономики является Наблюдательный совет и учреждение Эндаумент-фонда. Создание наблюдательного совета предполагает участие бизнес-сообщества в управлении унивеситетом как в образовательной сфере, устанавливая тесную взаимосвязь между востребованными компетенциями на рынке труда и формируемыми компетенциями в вузе, так и в управлении университетом в целом как субъектом экономической деятельности.

 

Об авторах

В. С. ШЕЙНБАУМ
Институт кадрового потенциала
Россия
канд. техн. наук, проф., научный руководитель


О. В. БУДЗИНСКАЯ
Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва
Россия
канд. экон. наук, доцент


Список литературы

1. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание

2. подготовки современного инженера. М.: Изд-во МАДИ, 2007. 487 с.

3. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. М.: Советская наука, 1945. 410 с.

4. Скрябин Г.К. Уставы Академии наук СССР. 1724-1974. М.: Наука, 1974. 208 с.

5. Дмитриевский А.Н. История одного эксперимента // Поиск. 1997. № 48. 22–28 ноября.

6. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. №4. С. 2–7.

7. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления

8. трансформации. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 230 с.

9. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in

10. Europe. 2014. Vol. 29. Pp. 187–193.

11. Фияксель Э. Национальный исследовательский университет как ядро регионального инновационного кластера // Инновации. 2009. № 12. С. 85–89.


Рецензия

Просмотров: 872


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)