Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Социальные инверсии и образование

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-39-49

Аннотация

В статье рассматриваются иерархические и инверсивные отношения в социальных системах. Иерархия представляет собой основную форму организации в социальных системах. Сложные иерархии обладают свойством формировать инверсивные отношения. Инверсивные отношения возникают, когда низший элемент в социальной иерархии приобретает главенствующее значение, но формально остается в подчинённом положении. В иерархической системе действуют определённые организационные принципы, которые определяют взаимное положение элементов. В сложных иерархиях таких принципов несколько. Инверсии возникают при столкновении двух и более организационных принципов в социальной иерархии. Развившиеся инверсии есть проявление внутренних противоречий в иерархической системе. Накопление этих противоречий способно привести иерархическую систему к распаду, например послужить причиной революции, при которой отдельные организационные принципы в социальной системе упраздняются. Но в некоторых случаях разрешение этих противоречий приводит к очередному шагу в поступательном развитии данной системы. Так, разрешение противоречий происходит, когда субъект реально перемещается на более высокую позицию в социальной иерархии. Один из важнейших организационных принципов, определяющих положение субъекта в социальной иерархии, опирается на образовательный уровень этого субъекта. Повышение уровня образования субъекта влечет за собой и повышение его социального статуса. Однако положение субъекта в социальной иерархии определяется и другими организационными принципами. Эти принципы способны вступать в противоречие с образовательным организационным принципом. В результате этого возникает социальная инверсия. Образование представляет собой фактор, который способен как порождать инверсии в социальной иерархии, так и устранять их. Развитие общества тесно связано с проявлениями образовательного организационного принципа, с его взаимодействием в другими организационными принципами в социальной иерархии. Анализ инверсивных отношений в социальных иерархиях является действенным исследовательским инструментом, позволяющим прогнозировать социальное напряжение в обществе и предотвращать его.

Об авторе

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом

Адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

2. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: АСТ, 2008. 192 с.

3. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8/9. С. 9–23.

4. Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. 400 с.

5. Маилян Ф.Н. Роль социального капитала в процессе формирования и реализации человеческого капитала // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17). С. 51–62.

6. Шкаратан О.И. Сущность и функции социальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 3 (48). C. 43–66.

7. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2001. 528 с.

8. Севостьянов Д.А. Инверсивные отношения в социально-экономических системах // Обсерватория культуры. 2014. № 3. С. 18–25.

9. Сапунов М. Б., Тхагапсоев Х. Г. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 20–27.

10. Макеев С. Классовый анализ в современной социологии // Социология: теории, методы, маркетинг. 2001. № 3. С. 5–22.

11. Беляева Л.А. Россия и Европа: структура населения и социальное неравенство // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3 (97). С. 21–53.

12. Хабаров И.А. Политическая элита: теоретический аспект анализа // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 3(59). С. 346–349.

13. Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in education, society and culture. London: Sage Publications, 1977. Р. 1–68.

14. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты: Пер. с фр. М.: КАНОН-пресс, 1998.

15. Зиммель Г. Проблемы социологии. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 301–465.

16. Корнаев А.Т. Генезис социальной стратификации как научной категории // Вестник Ставропольского гос. ун-та. 2007. № 50. С. 123–126.

17. Быков А.В. Концепция ценностей в социологии Э. Дюркгейма // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 3 (91). С. 219–226.

18. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З.Т. Голенковой. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 481 с.

19. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества. В поиске адекватных ответов. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Golenkova_Igithanyan.pdf

20. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. М.: Едиториал УРСС, 1999. 344 с.

21. Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: попытки западной социологии. Харьков: Изд-во Харьковского гос. ун-та им. В.Н. Каразина, 2000. 240 с.

22. Луман Н. Общество как социальная система: Пер. с нем. М.: Логоc, 2004. 232 с.

23. Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р. Ценности образования: инверсия смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 43–48.

24. Ефимова О.Ю. Социальная мобильность молодёжи из бедных семей: опыт пилотажного исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 270–273.

25. Миронова С.П. Социальный лифт: взгляд сквозь призму средств массовой информации // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Екатеринбург: Российский гос. профессионально-педагогический ун-т, 2015. С. 74–81.

26. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. № 11. С.126–131.

27. Husén T. Higher education and social stratification: an international comparative study. Paris: International Institute for Educational Planning, 1987. 75 p.

28. Цветков А.Н. Парадигмы современного менеджмента: проявление в организациях // Стратегии бизнеса. 2016. № 11 (31). С. 15–19.


Рецензия

Просмотров: 521


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)