Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Трансграничное сотрудничество в сфере образования: взгляд молодёжи Мурманской области

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-58-68

Аннотация

Статья посвящена проблеме трансграничного сотрудничества в аспекте образовательной сферы. В центре статьи – анализ влияния процесса трансграничного сотрудничества в сфере образования на понимание молодыми жителями Мурманской области специфики развития северных территорий, на осознание ими северной идентичности как фактора межнационального общения. Авторы подчёркивают, что трансграничье, вмещающее в себя западный и российский сегменты, предполагает сотрудничество на основе здоровой конкуренции двух систем: с одной стороны, российской, с другой – всех остальных государств, входящих в состав Баренцева Евро-Арктического региона: Финляндии, Швеции и Норвегии. Подход, лежащий в основе идеи создания Баренцева Евро-Арктического региона, подразумевает акцент на культурных и образовательных ресурсах в самом широком смысле этого слова. Авторы уделяют особое внимание феномену академической мобильности и роли программ академической мобильности в процессе формирования северной идентичности. Миграция академически ориентированной молодёжи рассматривается авторами как важное звено мировой системы высшего образования. В статье представлены материалы исследования, отражающего восприятие феномена границы молодёжью Мурманской области. В результате анализа данных анкетирования молодых жителей Мурманской области было выяснено, что граница была и остаётся неким барьером для россиян, но очевидна и их тяга к его преодолению. По мнению авторов статьи, «барьерность» восприятия границы может быть существенно снижена посредством участия молодёжи региона в различных программах академической мобильности и «включённости» в диалог культур.

Об авторах

О. Н. Иванищева
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Иванищева Ольга Николаевна – доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и массовых коммуникаций 

Адрес: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15



А. В. Коренева
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Коренева Анастасия Вячеславовна – доктор педагогических наук, доцент 

Адрес: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15



И. В. Рыжкова
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Рыжкова Инна Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела научной работы и международного сотрудничества 

Адрес: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15



Список литературы

1. Дмитриева С.И. Лимология. Воронеж: Изд. Воронежского гос. ун-та, 2008. 112 с. URL: window. edu.ru/resource/558/65558/files/m08-192.pdf

2. Голдин В.И., Фрейбег М.В. Трансграничное сотрудничество в Европе и в Баренцевом ЕвроАрктическом регионе против конфронтации // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 167–169.

3. Haugseth P. Interaction in the Borderland after the Implementation of the Local Border Traffic Permit: Perspectives from the Russian Town Nikel, Pechenga District. Murmansk State Humanities University, 2014. P. 154–161.

4. Haugseth P. Tvillingbysamarbeid i den norsk-russiske grensesonen. Orkana Forlag, 2014. S. 21–37.

5. Haugseth P., Møller P.M. Globalization, University Networks and Norwegian-Russian University Collaboration in the Barents Region: Some Reflections on the Bachelor of Northern Studies Program. Murmansk State Humanities University, 2015. P. 192–199.

6. Newman D. The lines that continue to separate us: borders in our «borderless» world // Progress in Human Geography. 2006. Vol. 30. No. 2. P. 143–161.

7. Passi A. Boundaries as Social Practice and Discourse: The Finnish-Russian Border // Regional Studies. 1999. Vol. 33. № 7. P. 669680.

8. Viken A., Granås B., Nuseth T. Kirkenes: An Industrial Site Reinvented as a Border Town // Acta Borealia. 2008. Vol. 25. No. 1. P. 24–44.

9. Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Приграничные и трансграничные территории как объект географических исследований // Известия РАН. Сер. География. 2004. № 4. С. 27–34

10. Герасименко Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. СПб.: РТП ЛГУ, 2005. 235 с.

11. Корнеевец В.С. Транснациональные и трансграничные регионы как специфические формы территориальной организации общества: дис. … доктора географ. наук: 25.00.24. СПб., 2010. 364 с.

12. Межевич Н.М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности еврорегионов на Северо-Западе России и в Республике Беларусь: практический опыт, законодательное обеспечение. СПб.: Левша, 2009. 260 с.

13. Кузьмин В.М. Формирование социальной толерантности у молодёжи сопредельных регионов России и ЕС в формате евро-регионов Балтийского моря (на примере Калининградской области) // Большая восьмёрка в глобализирующемся мире: новые подходы в науке и образовании: материалы международной конференции – круглого стола. СПб.: Астерион, 2006. С. 168–180.

14. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2001. 509 с.

15. Трубицын Д.В. Трансграничье как объект культурологического исследования: методологический обзор // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). С. 130–137. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transgranichie-kakobekt-kulturologicheskogo-issledovaniyametodologicheskiy-obzor

16. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Русский язык как инструмент международного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 36–41.


Рецензия

Просмотров: 618


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)