Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-79-92

Аннотация

В статье анализируются итоги реформ, проведённых в системе высшего образования Китая в конце XX – начале XXI вв. На основе официальной статистики показано, как изменилось количество высших учебных заведений, численность студентов и выпускников, а также структура подготовки специалистов по уровням образования и направлениям подготовки с 1995 по 2016 гг. Представлена динамика финансирования университетов.

Исследование показало, что результатом правительственных реформ стало стремительное увеличение числа университетов и количества студентов. Высшее образование из элитного превратилось в массовое. С 1995 по 2016 гг. коэффициент валового охвата населения высшим образованием увеличился в 9,5 раз и составил 42,7%. Эффективная государственная политика поддержки студентов, обучающихся в зарубежных университетах, и содействие их последующему трудоустройству привели к тому, что к 2016 г. по сравнению с 1995 г. в три раза (с 28 до 79%) возросла доля тех, кто после обучения предпочёл вернуться домой. Структура подготовки специалистов высшей квалификации соответствует потребностям растущей экономики: 34% выпускников имеют инженерные профессии, а наибольший рост числа выпускников сохраняется по экономическим и управленческим специальностям, а также по педагогике. Главный результат проведённых реформ – международное признание китайских университетов и, как следствие, вхождение лучших из них в топ-100 влиятельных международных рейтингов.

Об авторах

С. С. Донецкая
Новосибирский государственный университет
Россия

Донецкая Светлана Сергеевна – доктор экономических наук, профессор

Адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Цяньнань Цзи
Хэйлунцзянский университет
Китай

Цзи Цяньнань – студент

Адрес: 150080, г. Харбин, провинция Хэйлунцзян, Нанганг, Хуефу роуд, 74



Список литературы

1. Пенкер И.Ю. Интернационализация образования и науки как средство повышения конкурентоспособности российских университетов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 154–159.

2. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования в 2005–2015 гг. // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 10. С. 902–908.

3. Комлева В.В. Противоречия интернационализации высшего образования // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 6. С. 469–477.

4. Глебова Л.Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования // Наука и школа. 2016. № 4. С. 52–59.

5. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 2013–211.

6. Wu H, Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22 (3). P. 259–277.

7. Soderlundh H. Internationalization in the Higher Education Classroom: Local Policy Goals Put into Practice // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22 (4). P. 317–333.

8. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. 2013. Т. 11. № 33. С. 37–55.

9. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX – начале XXI вв. // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 62–71.

10. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152–164.

11. Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3(31). С. 77–80.

12. Зиятдинова Ю.Н., Валиева Р.С. Реформирование систем ВПО Китая и России: конец XX – начало XXI вв. // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 96–101.

13. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 151–160.

14. Сачко Г.В. Почему сходные реформы высшего образования в России и Китае ведут к разным результатам? // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2012. № 12 (267). С. 48–55.

15. National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/

16. Postiglione G.A. Global recession and higher education in Eastern Asia: China, Mongolia and Vietnam // Higher education. 2011. Vol. 62(6). P. 789–814.

17. 1999年中国人口统计年鉴.1999 Китайская демографическая статистика. Ежегодник.URL: http://tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook.aspx?id=N2005120412&floor=1

18. 2002年中国人口统计年鉴.2002 Китайская демографическая статистика. Ежегодник. URL: -http://tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook.aspx?id=N2005120406&floor=1


Рецензия

Просмотров: 1168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)