Олимпиадное движение в партнёрстве «школа – вуз – предприятие»
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-116-125
Аннотация
Рассматривается проблема организации университетом олимпиад и конкурсов для школьников и студентов с целью выявления и сопровождения их по индивидуальной образовательной и карьерной траектории с участием работодателей региона. Для решения этой проблемы Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова реализует ряд проектов в системе партнёрства «школа – вуз – предприятие». В статье представлена деятельность центра по работе с одарённой молодёжью ЧГУ, который занимается организацией и проведением мероприятий в рамках стратегического проекта развития университета «Формирование и развитие комплекса популяризации перспективных профессий, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в системе многоуровневой опережающей подготовки кадров». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики, среди которых: «Надежда электротехники Чувашии», «Надежда машиностроения Чувашии», «Строители будущего», «Электроника 4.0», «IT-Ринг». Победители и призёры этих олимпиад и конкурсов подключаются к работе профнавигационной площадки вуза «Центр планирования карьеры». В настоящее время в университете ведётся активная работа по адаптации и внедрению модели тьюторства. Приводятся ключевые показатели эффективности олимпиадного движения в системе сетевого сотрудничества с предприятиями. Анализ этих показателей позволяет сделать вывод, что проведение различных образовательных олимпиадных и конкурсных мероприятий для школьников совместно с предприятиями-партнёрами способствует увеличению поступающих в университет победителей и призёров олимпиад самого высокого уровня. В статье также обсуждаются формы дополнительного образования одарённых школьников и их педагогов-наставников. Утверждается, что ценностью является не проведение олимпиад и выявление талантливых учащихся, а регулярные занятия с ними в кружках и на курсах дополнительного образования. Делается вывод, что благодаря привлечению в университет талантливых выпускников средних образовательных организаций и активному их участию в студенческом олимпиадном движении, осуществляемом в партнёрстве с ведущими инновационными предприятиями, успешно решается задача наращивания профессиональной элиты региона.
Об авторе
Д. А. ТроешестоваРоссия
Троешестова Дарья Анатольевна – кандидат физико-матемвтических наук, доцент, руководитель центра по работе с одарённой молодёжью
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
Список литературы
1. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. С. 166–170.
2. Литвинова И.Н. Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся // Труды международного симпозиума «Надёжность и качество». 2010. Т. 2. С. 471–473.
3. Шамец С.П., Князева М.С. Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 79–85.
4. Троешестова Д.А. О некоторых проблемах формирования интеллектуального потенциала региона в современных условиях // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: Материалы II Всероссийской электронной научно-практической конференции. 2013. С. 198–203.
5. Sibgatova K.I., Ilchinskaya E.P., Bastrikova E.M., Kuramshina L.L., Makarov A.L., Chernova N.Y., Khairullina E.R., Murugova V.V. The Traditional and Innovative Technologies of Vocational Guidance Work with Pupils and Students // International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № 52. P. 97–103.
6. Orlova L.V., Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent Management and Knowledge: Theory, Methodology, Models // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. P. 75–82.
7. Александров А.Ю. Многопрофильные университеты в инновационном развитии региональной экономики // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом: сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25–26 янв. 2016 г.). Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. С. 14–20.
8. Троешестова Д.А. Система педагогического сопровождения профессионального самоопределения одарённых школьников на базе регионального вуза // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: Материалы VIII Междунар. учеб.метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. С. 465–469.
9. Овcиенко Л.В., Кайбияйнен А.А. О системе работы с одарёнными детьми // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 90–96.
10. Троешестова Д.А., Васильева О.Н. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 123–129.
11. Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова – инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 99–105.
12. Троешестова Д.А., Васильева Е.В. Малые факультеты вузов в индивидуальном образовательном маршруте одарённых детей // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: Материалы VII Междунар. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2015. С. 267–270.
13. Ковалева Т.М., Суханова Е.А., Гулиус Н.С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 101–113.