Таланты – в бизнес: поддержка предпринимательских стратегий студенческой молодёжи
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-126-135
Аннотация
В статье дана оценка изменения роли классических университетов в преобразовании социально-экономической среды территорий, на которых они расположены, рассмотрены проблемы разработки систем эффективного управления талантами и инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа. В условиях нового технологического уклада меняются требования к процессу подготовки будущих специалистов – это не только передача фундаментальных и профессиональных знаний, но и развитие креативных способностей студента, активизирующих возможности его самореализации, самостоятельности, мобильности, способности работать в проблемной ситуации. В связи с этим в статье обосновывается актуальность проблемы обучения предпринимательству в высших учебных заведениях, а также необходимость выявления и поддержки предпринимательских стратегий студенческой молодёжи. Отмечается дискуссионность вопроса о необходимости введения отдельных программ бакалавриата по предпринимательству. Приводится опыт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по созданию непрерывной многоуровневой системы образования, позволяющей всем заинтересованным студентам любых направлений и специальностей получать базовые компетенции в области предпринимательства. Особое внимание уделено вопросам формирования инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа в регионе и в вузе. Описывается опыт и перспективы работы бизнес-инкубатора ЧГУ, который должен стать эффективным инструментом генерации новой волны предпринимателей для региона. Рассмотрены технологии бизнес-инкубатора, ориентированные на выявление лиц, способных к предпринимательской деятельности, на активизацию предпринимательских инициатив студентов, оказание помощи в развитии бизнес-способностей и получении необходимых знаний. Эффективная работа бизнес-инкубатора рассматривается как фактор повышения стоимости бренда университета. Отмечены проблемы, с которыми столкнулся бизнес-инкубатор в своей работе и решение которых невозможно без участия государственной власти и бизнес-структур региона. Обосновывается необходимость разработки программы обучения, поддержки и удержания талантливой студенческой молодёжи «Будущие лидеры экономики Чувашии», состоящей из следующих основных блоков: образование, инновационно-исследовательская инфраструктура; система поддержки инновационных предпринимательских инициатив; управление инфраструктурой.
Об авторах
Н. В. МорозоваРоссия
Морозова Наталия Витальевна – кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
В. В. Иванов
Россия
Иванов Владимир Валерьевич – кандидат экономических наук, доцент, руководитель Бизнес-инкубатора ЧГУ
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
Список литературы
1. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2017. № 3. С. 250–276.
2. Казин Ф.А., Хагин С., Причисленко А.Г., Зленко А.Н. Обучение предпринимательству с использованием инструментов позитивной психологии и социального проектирования // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2017. № 3. С. 110–131.
3. Рубин Ю.Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 15–27.
4. Клюев А.К., Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22–33.
5. Александров А.Ю. Многопрофильные университеты в инновационном развитии региональной экономики // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и рубежом: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2016. С. 14–20.
6. Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова – инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 99–105.
7. Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. Образовательный потенциал технологии «социальный акселератор» для развития социально-предпринимательской компетентности студентов в классическом университете // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 171–187.
8. Сахарова Н.В., Старикова Н.Ю. Инновационная среда образовательной организации высшего образования как неотъемлемая часть управления талантами // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 апреля 2016) В 8 ч. М., 2016. С. 304–309.
9. Tang M., Chen X., Li Q., Lu Y. Does Chinese university entrepreneurship education fit students’ needs? // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2014. Vol. 6. No. 2. P. 163–178.
10. Aleksandrov A.Y., Zakharova A.N., Nikolaev E.L. New challenges in engineering education: personal advancement for better marketability of future professionals // Proc. 2015 Int. Conf. on Interactive Collaborative Learning, ICL 20152015. P. 452–454.
11. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 47–55.
12. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 7–21.
13. Александров Р.И., Григорьев В.С., Кадышев Е.Н. Реализация проекта создания и развития Чебоксарского инжинирингового центра транспортного и сельскохозяйственного машиностроения // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 113–119.
14. Rudenko L.G., Karaulov V.M., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chizhik A.S. Methodology development for rating the infrastructure support of small business in the regions // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 14. P. 11–20.
15. Поверинов И.Е., Ковалев В.Г., Щипцова А.В. Организация подготовки инженерных кадров для перспективных направлений развития экономики Чувашской Республики // Высшее образование в России. 2017. № 7(214). С. 106–112.
16. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125–131.