Preview

Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

Advanced search

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КАФЕДРЕ: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ «НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ» УЧЕНЫМИ

Abstract

Цель статьи – на основе мониторинга деятельности заведующих кафедрами российских университетов оценить уровень вовлеченности преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу кафедры и предложить механизмы активизации их участия в результативной научной работе кафедры.

Методические подходы. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений разных регионов России. Предмет исследования – уровень вовлеченности преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу университетских кафедр. Для проведения мониторинга была использована специальная анкета заведующего кафедрой высшего учебного заведения.

Результаты. Результаты мониторинга организации научной работы в российских вузах показали, что за последние десять лет активность научной работы преподавателей, аспирантов и студентов вузовских кафедр значительно повысилась. Об этом свидетельствует рост количества кафедр, преподаватели которых регулярно занимаются научной работой. Их количество в настоящее время составляет 79,1% (в 2003 году таких кафедр было только 67,9%). Опрошенные заведующие кафедрами отметили, что основными формами научной работы преподавателей кафедры являются: публикация научных статей (92,3%), издание монографий (72,3%), участие в проведении научных исследований (70,0%), подготовка заявок на участие в конкурсах грантов и программ (62,6%). Однако, среди негативных моментов организации научной работы на кафедрах следует отметить тот факт, что 45,6% опрошенных заведующих кафедрами с трудом находят время на научную работу со студентами, а 3,6% - вообще не ведут научную работу со студентами. Предложены механизмы активизации привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к участию в результативной научной работе кафедры:  организация научных семинаров кафедры; проведение аспирантских семинаров (Школы молодых ученых для аспирантов, а также для магистров и студентов бакалавриата в рамках структур студенческого самоуправления); активизация участия преподавателей в конкурсах грантов и при заключении договоров с предприятиями о сотрудничестве; повышение публикационной активности за счет подготовки монографий и научных статей, проведения и участия в научных конференциях; активизация научно-исследовательской работы студентов (научные кружки, участие в конкурсах и конференциях, публикации).

Использование предложенных механизмов управления научной работой кафедры призвано способствовать повышению публикационной активности преподавателей университетских кафедр; развитию внеаудиторной работы со студентами; повышению количества выигранных грантов и проводимых научных исследований.

About the Authors

Семен Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства


Ольга Сазыкина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Russian Federation


References

1. Altbach Fh.G. (2018) Global'nye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global perspectives on higher education]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 548 p. (In Russ.)

2. Vǎcǎrescu Hobeanu, L. (2011) The management of scientific research and its place in the university activity. Journal of Applied Economic Sciences. №6(1). pp. 84-99. (In Eng.)

3. Li, X. (2011) Scientific development outlook in universities' scientific research management. 3rd International Conference on Communication Software and Networks, С. 605-607. (In Eng.)

4. Rossiya v cifrah [Russia in numbers] (2018). Moscow, 2018, 522 с. (In Russ.)

5. Nizhegorodcev R.M. (2014) [Stimulation of research and innovation in Russia in the face of growing external threats]. In: sbornik «Upravlenie innovaciyami – 2014» [In the collection «Innovation Management – 2014»], pp. 7-14. (In Russ.)

6. Yang, Da (2016) The Design and Implementation of Scientific Research Management System in University. PROCEEDINGS OF THE 6TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON MECHATRONICS, COMPUTER AND EDUCATION INFORMATIONIZATION, V. 130. pp. 756-759. (In Eng.)

7. Wang, K., Wang, D. (2013) Design of scientific research and management system in university // Lecture Notes in Electrical Engineering. №5. pp. 43-49. (In Eng.)

8. Grigorash O.V. (2015) [To the question of improvement of the effectiveness of university departments in science]. Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University]. № 113, pp. 914-926. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Pervezenceva E.A. (2016) [Management higher school of research activity in settlement terms of information insufficiency]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ehkonomiki [Basic and applied research of the cooperative sector of the economy]. № 1, pp. 63-68. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Yan Wang Analysis of the Influencing Factors and Countermeasures of the Management of Scientific Research Funds in Colleges and Universities. PROCEEDINGS OF THE 13TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON INNOVATION AND MANAGEMENT, 2016. OLS I & II. С. 999-1004. (In Eng.)

11. Zhang Aihua Research on the Management of Scientific Research Funds in Private Colleges and Universities. PROCEEDINGS OF THE 6TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON ELECTRONIC, MECHANICAL, INFORMATION AND MANAGEMENT SOCIETY, 2016. Том 40. С. 1411-1415. (In Eng.)

12. Zhao, Jing; Li, Yu-bin; Zhang, Lu-lu The Comparative Analysis of Scientific Research Management Modes in Domestic and Foreign Universities. 3RD INTERNATIONAL CONFERENCE ON EDUCATION REFORM AND MODERN MANAGEMENT, 2016. С. 216-220. (In Eng.)

13. Liu, X., Zhang, Z., Qi, W. Analysis of the behaviors about scientific research innovation and management in university based on evolutionary game. Proceedings of the 30th Chinese Control and Decision Conference, CCDC 2018. С. 1766-1771. (In Eng.)

14. Innovative approaches to the organization and management of scientific and educational activities of the university (2016). Samara: Samara University Publ., 191 p. (In Russ.)

15. Sun, B.-Q. (2010) Method for evaluating the performance of scientific research management in universities // Harbin Gongcheng Daxue Xuebao/Journal of Harbin Engineering University. №31(6). pp. 803-808. (In Eng.)

16. Li, D.-W., Hu, Q.-J. (2009) Research on performance appraisal of scientific research management in universities basing upon AHP. International Conference on Grey Systems and Intelligent Services. pp. 1798-1802. (In Eng.)

17. Fedorova N.M., CHurkina N.I. (2016) [Organizing master’s students research activity in a network]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology]. № 4 (20), pp. 161-166. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Stromov V.YU., Sysoev P.V. (2017) [Model of organization of students’ scientific and research activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. №10. pp. 75-82. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Stukalova, Olga V.; Goloshumova, Galina S.; Kuznetsova, Veronika V. (2018) Student Research Activity Organization In Universities Of Art And Culture // Modern journal of language teaching methods. V/ 8. Iss. 3. pp. 64-79 (In Eng.)

20. Management of higher education and science: experience, problems, prospects (2015) Moscow: INFRA-M Publ., 400 p. (In Russ.)

21. High School Change Management (2018) Moscow: INFRA-M Publ., 384 p. (In Russ.)

22. Reznik S.D., Sazykina O.A. (2016) Heads of departments of universities in Russia: growth steps. Moscow: INFRA-M Publ., 193 p. (In Russ.)

23. Labor and employment in Russia (2017): Moscow, 261 p. (In Russ.)

24. Labor and employment in Russia (2013): Moscow, 661 p. (In Russ.)

25. CHernomorchenko S.I., Potapenko O.A. (2014) [The role of a higher educational institutions' department heads in the formation of the creative activity of the teaching staff]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University] V. 3. № 1. pp. 47-48. (In Russ., abstract in Eng.)

26. Reznik S.D., Sazykina O.A. (2018) Participation of lecturers in management of the department: analysis of university practices. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. №3. pp. 100-112 (In Russ., abstract in Eng.)

27. Reznik S.D. (2006) Department management. Moscow: INFRA-M Publ., 635 p. (In Russ.)

28. Solovova N.V., Yashkin S.N. (2015) [Basic principles of the research work of the department]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Bulletin of the Samara University. History, Pedagogy, Philology]. № 11 (133). pp. 207-214. (In Russ., abstract in Eng.)

29. Belyaeva L.A., Belyaeva M.A. (2017) [Modern university: innovations in research work of the teacher]. Filosofiya i nauka [Philosophy and Science]. № 16. pp. 24-29. (In Russ., abstract in Eng.)

30. Nazarova I.B. (2015) [Challenges for Russian university and scholars]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. № 8-9. pp. 61-68. (In Russ., abstract in Eng.)

31. Reznik S.D. (2015) [Who will teach student to live?] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. №1. pp. 146-151. (In Russ., abstract in Eng.)

32. Krajnov G.N. (2017) [Whether there will be an effect from effective contract in the system of higher education?] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. №5. pp. 52-58. (In Russ., abstract in Eng.)


Review

Views: 907


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)