Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Современная российская аспирантура: актуальные направления развития

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

Полный текст:

Аннотация

Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на пленарном заседании Профессорского форума «Наука. Образование. Регионы» общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» (Москва, Российский университет дружбы народов, 6 февраля 2019 г.). В контексте проблем, вынесенных на обсуждение на Форуме, сформулированы три тезиса, которые, по мнению авторов, определяют приоритетные направления развития современной российской аспирантуры. 1. Аспирантура и диссертация. Поскольку институт аспирантуры является основным ресурсом для подготовки профессиональных исследователей и преподавателей высшей школы, целью аспирантских программ должна быть защита кандидатских диссертаций. 2. Образовательная составляющая аспирантских программ. Аспирантура должна развиваться как научно-исследовательская программа, включающая образовательную компоненту, а не как образовательная программа, включающая научно-исследовательскую компоненту. 3. Подготовка научных кадров для регионов. В условиях концентрации бюджетных ресурсов на поддержке аспирантур в ведущих вузах страны особую актуальность приобретает проблема воспроизводства научно-педагогических кадров в региональных вузах, не имеющих такого статуса. В статье предлагаются конкретные меры по совершенствованию национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Об авторах

Б. И. Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия
Бедный Борис Ильич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор института аспирантуры и докторантуры


Е. В. Чупрунов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия
Чупрунов Евгений Владимирович – д-р физ.-мат. наук, проф., научный руководитель университета


Список литературы

1. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. №4 (200). С. 33–41.

2. Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой? // Alma Mater. 2017. №10. C. 4–10. URL: https:// doi.org/10.20339/AM.10-17.004

3. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. №4 (211). С. 5–16.

4. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. №9. С. 125–134. URL: https://doi.org/10.7868/50132162517090148

5. Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2018. №430. С. 159–168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

6. Тезиел А.Х. Российская аспирантура после её реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №68. С. 493–512.

7. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №11. С. 22-34. URL: doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

8. Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. №3. С. 74–84. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.039

9. Портрет современного российского аспиранта / С.К. Бекова, И.А. Груздев, З.И. Джафарова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев; НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШ, 2017. 60 с.

10. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. Issue 2. P. 195–211. URL: doi.org/10.1007/ s10734-018-0267-9

11. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №7. С. 86–95. URL: doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

12. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Terra Economicus. 2018. Т. 16. №4. С. 117–129. DOI: 10.23683/2073- 6606-2018-16-4-116-129

13. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №1. С. 130–146. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019- 28-1-130-146

14. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L. Doctoral education in Europe today: approaches and institutional structures / European University Association, Counsel for Doctoral Education, University Gent, 2019. P. 1–35. URL: https://eua. eu/downloads/publications/online%20eua%20 cde%20survey%2016.01.2019.pdf (дата обращения 26.01.2019).

15. Работнов Ю. Как рождается учёный // Alma mater. 2005. №9. С. 28–29.

16. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №12. С. 9–19. URL: https://doi.org/ 10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19

17. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.

18. Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. Studies on Higher Education. 2004. UNESCO, Bucharest. 302 p. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000136456 (дата обращения 29.01.2019).

19. Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 34–42.

20. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. №3. С. 57–65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037


Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)