Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-67-74

Аннотация

Раскрываются дидактические аспекты образовательной составляющей подготовки аспирантов, имеющие большое значение для становления современной аспирантуры. Образовательная составляющая подготовки в аспирантуре включает две компоненты: подготовку к научно-исследовательской деятельности и подготовку к преподавательской деятельности. Дуальность подготовки аспирантов к разным и в то же время взаимосвязанным видам деятельности требует разработки соответствующего научно-методического обеспечения. Методологической основой проектирования и реализации образовательной составляющей подготовки аспирантов в техническом университете выступает комплексный подход, обеспечивающий объединение учебного материала в определённом смысловом пространстве. В качестве такового выступает личностное развитие аспиранта, развитие его профессиональной мобильности, развитие компетентности, повышение конкурентоспособности и повышение качества подготовки в аспирантуре. В процессах проектирования и реализации образовательной составляющей также используются: системный подход, в соответствии с которым проектируемые объекты – подготовка к научно-исследовательской и преподавательской деятельности – рассматриваются как отдельные педагогические системы; компетентностный и деятельностный подходы, направленные на формирование у аспирантов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций научно-исследовательской и преподавательской деятельности; личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию образовательной составляющей на личностное развитие и «поштучную» подготовку аспирантов к научно-педагогической деятельности в соответствии с их индивидуальными планами. Обсуждаются компоненты педагогической модели образовательной составляющей подготовки аспирантов в техническом университете.

Об авторах

Е. А. Корчагин
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия
Корчагин Евгений Александрович – д-р пед. наук, проф.


Р. С. Сафин
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия
Сафин Раис Семигуллович – д-р пед. наук, проф., завкафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии


Список литературы

1. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 5–15.

2. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс// Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. URL: https://doi.org/10.7868/50132162517090148

3. Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159–168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

4. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33–43.

5. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 57–65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037

6. Портрет современного российского аспиранта / С.К. Бекова, И.А. Груздев, З.И. Джафарова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев; НИУ ВШЭ, Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с.

7. Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 74–84.

8. Петров В.Л., Бабичев Ю.Е. Модели программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 5–14.

9. Муратова Е.И., Попов А.И., Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52–59.

10. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34.


Рецензия

Просмотров: 557


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)