Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Мурманский арктический государственный университет – вуз с северным характером

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-97-105

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования концептуально новой целевой модели регионального опорного университета. Отталкиваясь от опыта становления и развития Мурманского арктического государственного университета, обретшего статус опорного в 2017 г., авторы анализируют истоки становления модели, её специфику, которая содержательно и формально определяется в параметрах арктической проблематики. Существенным и интенсивно развивающимся направлением деятельности МАГУ в последние два года является сосредоточение на двух важных факторах регионального развития, реализуемых в виде двух стратегических проектов опорного университета. Первый – «МАГУ – научно-технологический хаб региона» – направлен на решение острейшей региональной задачи эффективного использования как экономического, так и научно-инновационного потенциала региона. Второй – «Креативный город – территория развития» – отражает взаимодействие креативного сообщества региона, РФ и мира с потенциальными потребителями в лице регионального правительства, муниципалитетов, учреждений и индустриальных предприятий. МАГУ является основной площадкой соединения разнообразнейших стратегий и поисков, направленных на изменение городских и поселковых социокультурных пространств, интегратором разных сфер дизайна, креативных технологий и культурных практик, воздействующих на повышение качества жизни и развитие человеческого капитала. В качестве ключевой определяется роль опорного университета как драйвера социально-экономического развития региона. Развивающийся диалог университета, бизнеса и власти утверждается как обязательное условие успешного функционирования и залог развития регионального опорного университета.

Об авторах

А. М. Сергеев
Мурманский арктический государственный университет
Россия
Сергеев Андрей Михайлович – д-р филос. наук, проф., ректор


И. М. Шадрина
Мурманский арктический государственный университет
Россия
Шадрина Ирина Михайловна – д-р пед. наук, доцент


В. В. Громов
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Громов Владислав Вячеславович – канд. экон. наук, доцент



Список литературы

1. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4:0 // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 1–10.

2. Аржанова И.В., Ларионова М.В., Заварыкина Л.В., Перфильева О.В., Нагорнов В.А., Лопатина А.С., Лазутина И.В., Жураковский В.М., Барышникова М.Ю. Модельная методология ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 8–30.

3. Кряклина Т.Ф. Многообразие моделей университета: модели, адекватные своему времени // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6. Ч. 2. С. 214–218.

4. Дерман Д.О. Целевая модель и ключевые параметры Программы развития опорного университета: Доклад в слайдах. Тюмень, 2016.

5. Etzkovitz H. The Triple Helix: UniversityIndustry – Government. Innovation in Action. Routlege, N.Y., and London.

6. Фирсова А.А., Нархова А.А. Университет как драйвер экономического развития региона: вызовы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 223–227.

7. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76.

8. Шаповалов В.Н., Кондрашкин С.С. Сравнительный анализ возрастания роли вузов как драйверов социально-экономического развития // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 2. С. 395–404.

9. Щепилова А.В., Гончарова В.А., Михайлова С.В., Бажанов А.Е., Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 93–101.

10. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Образовательное пространство Баренцева Евро-Арктического региона // Научный диалог. 2012. № 10. С. 34–52.

11. Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Образование как геополитический ресурс в пространстве Баренцева Евро-Арктического региона // Геополитика: теория, история, практика. 2012. № 1. С. 274–282.

12. Рыжкова И.В., Федоров П.В. Гуманитарный университет в системе «северного измерения»: проблемы, ресурсы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5 (75). С. 6–14.

13. Сергеев А.М., Федоров П.В., Гущина А.В. МГГУ: меняющийся вуз в меняющемся регионе // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 43–51.

14. Дегтярева Е.А. Типы отечественных университетов на этапе диверсификации модели вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 113–118.

15. Константинова А.В. Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, политология и философия: сборник статей по материалам Х Международной научно-практической конференции. № 8 (10). М.: МЦНО, 2017. С. 16–22.

16. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71–75.


Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)