Мурманский арктический государственный университет – научно-образовательный центр региона
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-106-115
Аннотация
В статье рассматривается роль университетов в генерации, использовании и распространении знаний, принципы и возможности развития науки и образования в вузах. Подчёркивается, что университет становится активным игроком не только в обучении, но и в производстве новых знаний, в их распространении и использовании через инновационную деятельность. При этом условия Крайнего Севера накладывают уникальную специфику на работу университета и его научную и инновационную деятельность.
Для Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) научная работа и исследования являются одной из наиболее динамично развивающихся компонент, которые создают потенциал развития. В статье представлен спектр научной деятельности университета, включающий три основные сферы: естественнонаучная, техническая и социально-гуманитарная, а также рассмотрена положительная динамика его наукометрических показателей. Отдельно выделяется научная деятельность студентов и аспирантов университета, анализируется молодёжная научная организационная структура.
Как опорный университет МАГУ реализует стратегический проект развития «МАГУ – научно-технологический хаб региона», сформированный при непосредственной поддержке Правительства Мурманской области. В рамках проекта в МАГУ при партнёрстве Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» создана информационно-аналитическая площадка как структура, интегрирующая консалтинговые механизмы, вбирающие в себя совокупность технологических, коммерческих и маркетинговых решений по разработке и внедрению инновационных продуктов и технологий в области обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера.
В качестве одной из приоритетных целей стратегического развития университета выделена траектория создания на базе МАГУ Арктического научно-образовательного центра. Рассмотрены ключевые области и пути повышения эффективности научно-образовательной деятельности МАГУ, а также ожидаемые результаты создания НОЦ.
Об авторах
Г. Г. ГогоберидзеРоссия
Гогоберидзе Георгий Гививич – д-р экон. наук, канд. физ.-мат. наук, ведущий науч. сотрудник, директор информационно-аналитического центра междисциплинарных исследований развития АЗРФ
М. А. Князева
Россия
Князева Мария Александровна – канд. физ.-мат. наук, проректор по научно-исследовательской работе
Е. А. Румянцева
Россия
Румянцева Екатерина Александровна – канд. физ.-мат. наук, ст. науч. сотрудник, замдиректора информационно-аналитического центра междисциплинарных исследований развития АЗРФ
Список литературы
1. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Подготовка в исследовательском университете инженерных кадров для инновационной экономики // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 68–78.
2. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 72. № 8/9. С. 9–23.
3. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 6–17.
4. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращён ные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.
5. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7–21.
6. Томских А.А. Механизмы конкурентоспособности научно-образовательных систем: зарубежный и национальный опыт // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 1. С. 139–146.
7. Эллиот Дж., Саймон У. Стив Джобс. Уроки лидерства / Пер. с англ. Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013. 240 с.
8. Клюев А.К., Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 22–33.
9. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
10. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8/9. С. 11–18.
11. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2. С. 47–55.
12. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 19–30.
13. Гогоберидзе Г.Г., Князева М.А., Сергеев А.М., Рыжкова И.В., Румянцева Е.А. Мурманский арктический государственный университет – информационно-аналитическая площадка арктических научно-технологических компетенций // Арктические берега: путь к устойчивости: Материалы конференции. Мурманск: МАГУ, 2018. С. 324–327.
14. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как системообразующая ценность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 102–108.
15. Кудрявцева Е.И. Методологические проблемы применения моделей компетенций // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 29–40.
16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» – технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5. Т. 27. С. 20–29.