Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Стратегический проект «креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126

Полный текст:

Аннотация

Статья раскрывает опыт Мурманского арктического государственного университета в реализации уникального для региона проекта «Креативный город – территория развития», который отражает инновационные социальные практики, технологии проектного обучения и стратегию вуза по реализации своего потенциала в креативных индустриях. Креативные индустрии являются точкой роста для «умной специализации» региона, существенно влияя на качество жизни местного сообщества и обеспечивая не только текущие, но и складывающиеся потребности человека, поэтому важно вовлекать в творческую активность молодое поколение для формирования у него опыта участия в социальноэкономических процессах. Новым видом деятельности университета стали инициативы в Кластере северного дизайна и Туристско-рекреационном кластере Мурманской области, мероприятия проекта позволяют привлечь экспертов для обсуждения направлений работы и моделей сотрудничества в кластерах. Проект «Креативный город – территория развития» создаёт возможности получить обратную связь с местным сообществом. Университет последовательно реализует стратегию расширения сфер участия в жизни региона, исследует возможности интеграции современного арктического дизайна, социокультурных и экономических практик муниципалитетов. В статье анализируются факторы роста и пути влияния университета на региональное сообщество в сфере креативных индустрий, делается вывод о значимости не столько скорости изменений, сколько их содержания, усложнения задач и увеличения числа заинтересованных участников креативных индустрий. Авторы подчёркивают, что проекты университета являются и креативными продуктами, и креативными технологиями формирования профессиональных компетенций в индустрии благополучия, туризма и дизайна.

Об авторах

Т. В. Ашутова
Мурманский арктический государственный университет
Россия
Ашутова Татьяна Вячеславовна – канд. пед. наук


З. Ю. Желнина
Мурманский арктический государственный университет
Россия
Желнина Зоя Юрьевна – канд. филос. наук


Список литературы

1. Хестанов Р.З. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173–196. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196

2. Thiel J. Creative cities and the reflexivity of the urban creative economy // European Urban and Regional Studies. 2017. Vol. 24. Issue 1. P. 21–34.

3. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырёхзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. 2016. Т. 10. № 1. С. 31–42. DOI: 10.17323/1995- 459x.2016.1.31.42

4. Линтон Дж. Неявные участники: вклад искусства, гуманитарных и социальных наук в создание инноваций // Форсайт. 2018. Т. 12. № 3. С. 6–12. DOI: 10.17323/2500-2597.2018.3.6.12

5. Бокова А.В. Креативные индустрии как совокупность сложных сетевых структур // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 5–12. DOI: 10.17223/22220836/21/1

6. Певная М.В., Шуклина Е.А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 77–90. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.077-090

7. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии: пер. с англ. Томск: ТУСУР, 2010.

8. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 19–30.

9. Аржанова И.В., Дерман Д.О. Опорные вузы России: ориентация не на индикаторы, а на результат // Федеральный справочник. Образование в России. 2017. № 12. С. 171–175. URL: http://federalbook.ru/projects/fso/ structura-12.html

10. Культурные индустрии Кольского Севера: социолого-культурологическое исследование / Под ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 183 с.

11. Пономарева А.М., Игнатова Т.В. Разработка матрицы инновационно-креативного развития города на основе индексного метода // Вопросы регулирования экономики. 2018. Т. 9. № 3. С. 37–47. DOI: 10.17835/2078- 5429.2018.9.3.037-047

12. Гарин Н.П., Кравчук С.Г., Гостяева М.А. Арктический дизайн: основные понятия и практика реализации // Дизайн и технологии. 2017. № 62 (104). С. 17–28.

13. Ашутова Т.В., Белевских Т.В., Желнина З.Ю., Горбачева А.А. Проектно-ориентированная практика опорных вузов в развитии территорий (на примере деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет») // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. Т. 9. № 2-13. С. 73–90. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.73-90

14. Черных С.И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 88–95.


Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)