Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Интернационализация опорного университета: арктический вектор

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме интернационализации высшего образования как комплексного процесса, во многом определяющего специфику регионального университета, обладающего статусом опорного вуза региона. Интернационализация высшего образования в современном контексте выступает как стратегия активного внедрения международного измерения во все базовые сферы жизнедеятельности вуза и как явление оказывается значительно шире, чем простая совокупность различных видов международной деятельности. Интернационализация предполагает непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направлений и форм и выступает как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования. Несмотря на то, что в базовых документах, регламентирующих функционирование опорных вузов, международная деятельность не выделена в качестве отдельного направления, Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) включает международную составляющую в программу своего стратегического развития, предполагая реализацию распределённой модели, когда международный компонент последовательно интегрирован в образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-управленческую сферы жизнедеятельности вуза. Авторы анализируют своеобразие форм интернационализации на основе обращения к лучшим практикам МАГУ, таким как научно-образовательный проект «Границеведение», программа «Бакалавр северных исследований» и др. Специфика региона содержательно и структурно определяет образовательное пространство самого северного опорного университета РФ, развивающегося в трансграничном поле. Авторы аргументированно утверждают, что международная деятельность существенным образом усиливает потенциал опорного университета, позволяя использовать ресурсы международного сетевого сотрудничества с целью обеспечения социально-экономического развития региона и обогащения его социокультурного пространства. Движение на пути к интернационализации, ценностное позиционирование интернационализации высшего образования, по мнению авторов, означают для современного университета своеобразную проверку его способности к адаптации, гибкости и способности к инновационной деятельности одновременно.

Об авторах

И. В. Рыжкова
Мурманский арктический государственный университет
Россия
Рыжкова Инна Витальевна – канд. пед. наук, доцент, начальник отдела научной работы и международного сотрудничества


А. М. Сергеев
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Сергеев Андрей Михайлович – д-р филос. наук, проф., ректор



Список литературы

1. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. No. 33. P. 1–3.

2. De Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE, OECD/IMHE, 1995.

3. Рыжкова И.В. Академическая мобильность студентов Баренцева Евро-Арктического региона. Мурманск: МГГУ, 2015.

4. Рыжкова И.В. Современный университет в рамках европейского «северного измерения»: феномен интернационализации. Мурманск: МГГУ, 2013.

5. Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Специфика интернационализации высшей школы в рамках «северного измерения» // Балтийский регион. 2010. №3. С. 33–49.

6. Рыжкова И.В., Федоров П.В. Гуманитарный университет в системе «северного измерения»: проблемы, ресурсы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 6–14.

7. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Трансграничное сотрудничество в сфере образования: взгляд молодёжи Мурманской области // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 58–68

8. Шутёнко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. №7. С. 80–86.

9. Ryzhkova I., Methi J.S. Joint International Master Programmes – Potential, Problems and Challenges // Sovijus. 2015. Vol. 3. No. 2. Vilnius. P. 118–132.

10. Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М.М. Бахтина: сб. материалов регионального научно-практического семинара с международным участием; сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин, А.В. Копылов. Мурманск: МГГУ, 2013.

11. И. Кант и М. Бахтин: вечный мир и диалог: сб. материалов международного научно-практического семинара (Мурманск, 12–13 марта 2014 г.) / Науч. ред. А.А. Сауткин, А.В. Копылов. Мурманск: МГГУ, 2014.

12. Воображаемые и реальные миры и их границы: сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин. Мурманск: МАГУ, 2016.

13. Человек между: сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин. Мурманск: МАГУ, 2018.

14. Philosophy in the Border Zone (through the Eyes of Russian and Norwegian Participants). Eds: V. Rossvaer, A. Sergeev. Oslo, Orkana Akademisk, 2015.

15. Borderology: Cross-disciplinary Insights from the Border Zone. Along the Green Belt. Eds. J.S. Methi, A. Sergeev, M. Bienkowska, B. Nikiforova. Springer Geography, Springer Nature Switzerland AG, 2019.

16. Арктические берега: путь к устойчивости: Материалы конференции / Ред. коллегия: Румянцева Е.В. (отв. ред.), Гогоберидзе Г.Г. (зам. отв. ред.), Князева М.А. Мурманск: МАГУ, 2018.

17. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Русский язык как инструмент международного сотрудничества в Баренцевом ЕвроАрктическом регионе // Высшее образование сегодня. 2018. №6. С. 36–41.

18. Коренева А.В. Специфика преподавания русского языка как иностранного в приграничной зоне // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 354–359.

19. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. №4. С. 3–8.

20. Knight J. Monitoring the Quality and Progress of Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2001. Vol. 5. No. 3. P. 228–243.


Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)