Профильные аспекты графического образования в политехническом вузе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-
Аннотация
Для устранения разрыва между практикой политехнического образования и реальной инженерной деятельностью необходимо внедрять инновационные образовательные технологии, направленные на формирование у студентов способности работать в команде, компетенций в области современных информационных и коммуникационных технологий, а также готовности осуществлять проектирование на основе пространственного моделирования.
В рамках предметного обучения необходимо обеспечить единство как фундаментальных (обобщённых, теоретических), так и специальных знаний, соответствующих профилю направления подготовки. Такое построение программы обучения способствует адаптации и конкретизации предметных компетенций в направлении, необходимом именно для данной инженерной специальности.
Графическая подготовка является первой дисциплиной профессиональной направленности студентов технического вуза. В рамках предметной подготовки важно создать среду обучения, приближенную к профессиональной. Приводятся примеры учебных заданий, основанных на методе проектов и соответствующих профилю образовательной программы, которые выполняют студенты в ходе самостоятельной работы. Инновационным моментом при разработке индивидуальных заданий является возможность выполнения проектов в формате 3d.
Об авторах
И. Д. СтолбоваРоссия
Столбова Ирина Дмитриевна – д-р техн. наук, завкафедрой дизайна, начертательной геометрии и графики
Е. П. Александрова
Россия
Александрова Евгения Петровна – канд. техн. наук, проф. кафедры дизайна, начертательной геометрии и графики
Л. В. Кочурова
Россия
Кочурова Людмила Владимировна – доцент кафедры дизайна, начертательной геометрии и графики
К. Г. Носов
Россия
Носов Константин Григорьевич – ст. преподаватель кафедры дизайна, начертательной геометрии и графики
Список литературы
1. Исаев А.П., Плотников Л.В., Фомин Н.И. Технология сквозного проектирования в подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2017. №5 (212). С. 59–67.
2. Шейнбаум В.С. Междисциплинарное деятельностное обучение в виртуальной среде инженерной деятельности: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 2017. №11 (217). С. 61–68.
3. Симоньянц Р.П. Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. №3. С. 394–419.
4. Лукьяненко М.В., Полежаев О.А., Чурляева Н.П. Проблемы инженерного образования и перспективы развития выпускников на рабочем месте // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2012. №1 (8). С. 42–49.
5. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Проблемы инженерного образования в современной России: методология анализа и пути решения // Высшее образование в России. 2014. №8-9. С. 27–36.
6. Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чём проблема? // Высшее образование в России. 2017. №1(208). С. 47–55.
7. Хомичева В.Е., Федоркина А.П. Особенности профессионального обучения студентов в вузах инженерно-технического профиля // Вестник СибГИУ. 2013. №2 (4). С. 55–60.
8. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. №2. С. 5–18.
9. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №5 (81). С. 88–95.
10. Володарская И.А. Взаимосвязь фундаментальных и специальных знаний при подготовке студентов в современной высшей школе // Российский научный журнал. 2010. №1 (14). С. 48–56.
11. Edström K., Kolmos A. PBL and CDIO: Complementary models for engineering education development // European Journal of Engineering Education. 2014. Vol. 39(5). Р. 539–555.
12. Долженко Р.А. Концепция CDIO как основа инженерного образования: промежуточные итоги и направления дальнейшего использования в России // Известия УГГУ. 2017. Вып. 2(46). С. 104–108.
13. Вайнштейн Ю.В., Шершнева В.А., Сафонов К.В. Идеология CDIO в обучении математике // Высшее образование в России. 2016. №2. С. 75–82.
14. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Метод проектов в организации графической подготовки // Высшее образование в России. 2015. №8/9. С. 22–31.
15. Петрунева Р.М., Топоркова О.В., Васильева В.Д. Учебное инженерное проектирование в структуре подготовки студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2015. №7. С. 30–36.
16. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Практическая реализация проектноориентированной деятельности студентов в ходе графической подготовки // Открытое образование. 2015. №5. C. 55–62.
17. Обоснование необходимости реорганизации научно-методического совета по графическим дисциплинам. URL: http://elconf.ru/ opisanie_material/400/
18. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Об унификации компетентностноориентированного предметного обучения в условиях ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. №12. С. 85–98.