Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учёными

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36

Аннотация

Цель статьи – на основе мониторинга деятельности заведующих кафедрами российских университетов оценить уровень вовлечённости преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу и предложить механизмы активизации их участия в научной работе кафедры и повышения её результативности. Методические подходы. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений регионов России. Предмет исследования – уровень вовлечённости преподавателей, аспирантов и студентов в научную работу университетских кафедр. Для проведения мониторинга была использована специальная анкета. Результаты. Результаты мониторинга организации научной работы в российских вузах показали, что за последние десять лет активность научной работы преподавателей, аспирантов и студентов вузовских кафедр значительно повысилась. Об этом свидетельствует рост количества кафедр, преподаватели которых регулярно занимаются научной работой. Их число в настоящее время составляет 79,1% (в 2003 г. таких кафедр было только 67,9%). Опрошенные заведующие кафедрами отметили, что основными формами научной работы преподавателей кафедры являются: публикация научных статей (92,3%), издание монографий (72,3%), участие в проведении научных исследований (70,0%), подготовка заявок на участие в конкурсах на получение грантов (62,6%). Среди негативных моментов организации научной работы на кафедрах следует отметить тот факт, что 45,6% опрошенных из числа заведующих кафедрами с трудом находят время на научную работу со студентами, а 3,6% вообще не ведут таковую. Предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к участию в научной работе кафедры: организация научных семинаров кафедры; проведение аспирантских семинаров (школы молодых учёных для аспирантов, магистров и студентов бакалавриата в рамках структур студенческого самоуправления); участие преподавателей в конкурсах грантов и при заключении договоров с предприятиями о сотрудничестве; повышение публикационной активности за счёт подготовки монографий и научных статей и участия в научных конференциях; активизация научно-исследовательской работы студентов (научные кружки, участие в конкурсах и конференциях, публикации). Использование предложенных механизмов управления научной работой призвано способствовать повышению публикационной активности преподавателей университетских кафедр, развитию внеаудиторной работы со студентами, повышению количества выигранных грантов и проводимых научных исследований.

Об авторах

С. Д. Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза
Россия
д-р экон. наук, проф., завкафедрой «Менеджмент»


О. А. Сазыкина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза
Россия
канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент»


Список литературы

1. Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 548 с.

2. Văcărescu Hobeanu L. The management of scientific research and its place in the university activity // Journal of Applied Economic Sciences. 2011. No. 6(1). P. 84–99.

3. Li X. Scientific development outlook in universities’ scientific research management // 3rd International Conference on Communication Software and Networks. 2011. P. 605–607.

4. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2018. 522 с.

5. Нижегородцев Р.М. Стимулирование научных исследований и инноваций в России в условиях нарастания внешних угроз // Управление инновациями – 2014: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Р.М. Нижегородцева. Новочеркасск: Изд-во ЮРГПУ (НПИ), 2014. С. 7–14.

6. Yang Da. The Design and Implementation of Scientific Research Management System in University // Proceedings of the 6th international conference on mechatronics, computer and education informationization. 2016. Vol. 130. P. 756–759.

7. Wang K., Wang D. Design of scientific research and management system in university // Lecture Notes in Electrical Engineering. 2013. No. 5. P. 43–49.

8. Григораш О.В. О повышении эффективности работы структурных подразделений вуза в области науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 113. С. 914–926.

9. Первезенцева Э.А. Управление научно-исследовательской деятельностью высшей школы в условиях ликвидации информационной недостаточности // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 1. С. 63–68.

10. Yan Wang. Analysis of the Influencing Factors and Countermeasures of the Management of Scientific Research Funds in Colleges and Universities // Proceedings of the 13th international conference on innovation and management. 2016. Ols I & II. P. 999–1004.

11. Zhang Aihua. Research on the Management of Scientific Research Funds in Private Colleges and Universities // Proceedings of the 6th international conference on electronic, mechanical, information and management society. 2016. Vol. 40. P. 1411–1415.

12. Zhao Jing, Li Yu-bin, Zhang Lu-lu. The Comparative Analysis of Scientific Research Ma nagement Modes in Domestic and Foreign Universities // 3rd international conference on edu cation reform and modern management. 2016. P. 216–220.

13. Liu X., Zhang Z., Qi W. Analysis of the behaviors about scientific research innovation and management in university based on evolutionary game // Proceedings of the 30th Chinese Control and Decision Conference, CCDC 2018. P. 1766–1771.

14. Инновационные подходы к организации и управлению научно-образовательной деятельностью вуза / Под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Самарский университет, 2016. 191 с.

15. Sun B.-Q. Method for evaluating the performance of scientific research management in universities // Harbin gongcheng Daxue Xuebao / Journal of Harbin Engineering University. 2010. No. 31(6). P. 803–808.

16. Li D.-W., Hu Q.-J. Research on performance appraisal of scientific research management in universities basing upon AHP // International Conference on grey Systems and Intelligent Services. 2009. P. 1798–1802.

17. Фёдорова Н.М., Чуркина Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в сетевом формате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 4 (20). С. 161–166.

18. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75–82.

19. Stukalova O.V., Goloshumova G.S., Kuznetsova V.V. Student Research Activity Organization in Universities of Art and Culture // Modern journal of language teaching methods. 2018. Vol. 8. Issue 3. P. 64–79.

20. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2015. 400 с.

21. Управление изменениями в высшей школе / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2018. 384 с.

22. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. М.: ИНФРА-М, 2016. 193 с.

23. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. M., 2017. 261 с.

24. Труд и занятость в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. M., 2013. 661 с.

25. Черноморченко С.И., Потапенко О.А. Роль заведующего кафедрой высшего учебного заведения в формировании творческой активности научно-педагогических кадров // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 1. С. 47–48.

26. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Участие преподавателей в управлении кафедрой: анализ вузовских практик // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 3. С. 100–112.

27. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. М.: Инфра-М, 2006. 635 с.

28. Соловова Н.В., Яшкин С.Н. Базовые принципы научно-исследовательской работы кафедры // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 11 (133). С. 207–214.

29. Беляева Л.А., Беляева М.А. Современный университет: инновации в научно-исследовательской работе преподавателя // Философия и наука. 2017. № 16. С. 24–29.

30. Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 61–68.

31. Крайнов Г.Н. Будет ли эффект от эффективного контракта в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 52–58.


Рецензия

Просмотров: 810


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)