О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-98-107
Аннотация
Военные институты традиционно ориентированы на реализацию классической дисциплинарной формы организации учебного процесса, нацеленной на получение профессиональных знаний, выработку умений и навыков курсантов. В современных условиях осуществляется переход к более открытой системе профессионального развития, предусматривающей формирование широкого комплекса универсальных и профессиональных компетенций будущих офицеров, развитие у них способностей к активному творчеству, мотивации к систематическому сбору, обработке, использованию информационных данных. Анализ результатов социологического исследования показывает, что военно-профессиональное обучение сегодня характеризуется информационной замкнутостью, жёсткой административной организационной образовательной культурой. Последнее приводит к несоответствию между формально заявленным и реально формирующимся потенциалами курсантов (выпускников) военных институтов России. В военном институте отсутствует свободный доступ к интернет-ресурсам, к существенной части информационных потоков внешней социальной среды. Преобладают административные технологии взаимодействия преподавателя и обучаемых, отсутствуют благоприятные условия для творческой самореализации, комплексной разработки креативных проектов, ограничены практики включения курсантов в систему тактического управления и самоуправления, организации собственного досуга. В этой связи необходимы изменения по двум направлениям: 1)обеспечение организационных и информационных условий и возможностей творческой реализации обучаемых, а также стимулирование креативной образовательной, научной, самоуправленческой, досуговой деятельности курсантов; 2) формирование организационных структур, целевым образом поддерживающих и организующих новаторскую, управленческую и самоуправленческую деятельность курсантов. Необходимо внедрение инновационных ценностей образовательного процесса, организация личностно-ориентированного взаимодействия обучаемых с преподавателями. Важно нацеливать образовательный и научно-образовательный процесс на обработку и формирование новых знаний, на активизацию инновационного потенциала курсантов, то есть на развитие их способностей к реализации новшеств, обеспечивающих повышение эффективности военно-профессиональной деятельности выпускников.
Об авторах
Ю. Г. БыченкоРоссия
д-р социол. наук, проф., кафедра гуманитарных и социальных наук
Т. М. Баландина
Россия
д-р социол. наук, проф., кафедра гуманитарных и социальных наук
Список литературы
1. Пихтелёв А.М., Немоляев В.В. Конструирование социально-профессионального развития офицеров национальной гвардии России // Вестник Поволжского института управления. 2017. № 3 (17). С. 95–101.
2. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 25–27.
3. Баландина Т.М., Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Оценка персонала в условиях перехода организации на инновационный тип развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (59). С. 193–197.
4. Быченко Ю.Г., Савенко А.А. Совершенствование мотивации служебно-трудовой деятельности военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 3. С. 27–34.
5. Быченко Ю.Г., Ершов В.В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужащих-контрактников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 3. С. 247–253.
6. Ершов Д.О. Социально-трудовое развитие курсантов военного института // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46). С. 85–90.