Роль преподавателя вуза в оказании помощи иностранным студентам
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-124-133
Аннотация
В связи с увеличением количества иностранных студентов и испытываемых ими проблем в научном сообществе высказывается идея оказания дополнительной помощи и поддержки данной категории студентов. Выделяются три основных направления помощи: содействие в решении учебных проблем (дидактическая помощь), предупреждение и решение психологических и эмоциональных трудностей (психологическая помощь) и помощь в адаптации к неродной социальной и культурной среде (социокультурная помощь). В данной статье представлены результаты исследования, целью которого было выяснить, участвуют ли отечественные преподаватели в оказании помощи иностранным студентам, каким стратегиям они отдают приоритет и какие категории преподавателей более ориентированы на оказание помощи. Групповой анкетный опрос, охвативший 24,2% преподавателей межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет», позволил сделать ряд выводов. 1. Большинство отечественных преподавателей вузов понимают сложность обучения в неродной среде и оказывают дополнительную помощь и поддержку студентам из-за рубежа. 2. Большую активность в оказании помощи будущим иностранным специалистам проявляют преподаватели с небольшим педагогическим стажем, чаще женского пола и преподаватели без научной степени. 3. С целью оказания дидактической помощи преподаватели используют следующие стратегии: подробно объясняют формы самостоятельной работы, дополняют лекции презентациями и поощряют посещение иностранными студентами индивидуальных консультаций. 4. Среди стратегий психологической помощи преподаватели отдают приоритет терпимому отношению к речевым ошибкам студентов-иностранцев, помощи при формулировании устных ответов и созданию позитивной атмосферы в группе. 5. В рамках социокультурной помощи преподаватели предоставляют иностранным студентам возможность рассказать об их родине, поощряют межкультурное общение на семинарских и практических занятиях и рассказывают об особенностях страны обучения.
Об авторе
О. П. МариненкоБеларусь
канд. пед. наук, доцент
Список литературы
1. Мариненко О.П. Педагогическая поддержка иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки. Могилев: Изд-во БРУ, 2015. 172 с.
2. Язвинская Т.Н. Социокультурная поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к российскому образованию // Дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 234 с.
3. Perez-Encinas, A., Ammigan R. Support Services at Spanish and U.S. Institutions: A Driver for International Student Satisfaction // Journal of International students. 2016. Vol. 6. No. 4. P. 984–998.
4. Thomson C., Esses V.M. Helping the transition: Mentorship to support international students in Canada // Journal of International Students. 2016. Vol. 6. No. 4. P. 873–886.
5. Прудникова О.М. Обучение математике иностранных студентов первого курса технического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 74–78.
6. Arkoudis S. Teaching international students: Strategies to enhance learning. Melbourne: Centre for the Study of Higher Education, 2011. 22 p.
7. Жеребцова Ж.И. Проблемы академической адаптации иностранных студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тамбовского университета. 2013. № 11. С. 116–122.
8. Шахов Л.А. Для тех, кто начинает работать с иностранцами // Если Ваш студент – иностранец: Сб. ст. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. 52 с.
9. Birren S. International Students and Classroom Pedagogy. URL: https://www.brandeis.edu/das/downloads/InternationalStudentsandClassroom Pedagogy.pdf
10. Borg C., Cefai C. Stress, Health and Coping among International Students at the University of Malta. Malta: Centre for Resilience and Socio-Emotional Health, University of Malta, 2014. 36 р.
11. Carroll J., Ryan J. (Eds). Teaching international students: Improving learning for all. London: Routledge, 2005. 168 p.
12. Arkoudis S., Tran L.T. Writing blah, blah, blah: lecturers’ approaches and challenges in supporting international students // International journal of teaching and learning in higher education. 2010. Vol. 22. Issue 2. P. 169–178.