Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149
Аннотация
Одной из характеристик современного образовательного пространства является его постепенная цифровизация, включение электронных образовательных платформ не только в дистанционное обучение, но и во взаимодействие преподавателя и студента при очном обучении. Другая отличительная черта – увеличение доли самостоятельной работы учащихся. В таких условиях всё больше внимания преподавателя вуза направлено на проектирование электронных учебно-методических материалов для дистанционного обучения, и в связи с этим меняются требования к информационной грамотности преподавателя. Особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных приёмов обучения, способов оформления и подачи информации и материала, создание естественной среды обучения в условиях цифрового пространства, способствующей продуктивной деятельности студента. Поиски методистов направлены на получение таких результатов от дистанционного взаимодействия, которые сопоставимы с результатами традиционной формы обучения. Современные вузы всё чаще используют в процессе обучения электронные образовательные платформы LMS Moodle, ТУИС, на базе которых преподаватели размещают свои курсы, дополняющие аудиторную работу. Успешность такого формата обучения, реализующегося при участии современных педагогически ориентированных компьютерных технологий, во многом будет зависеть от информационной грамотности преподавателя. Работа посвящена рассмотрению профессиограммы преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного процесса, которая расширяется в связи с включением в процесс обучения электронных образовательных платформ. В центре внимания – профессиональные компетенции педагога, позволяющие организовать онлайн-обучение.
Об авторах
С. А. ДерябинаРоссия
канд. пед. наук, доцент
Т. А. Дьякова
Россия
канд. пед. наук
Список литературы
1. Claro M., Salinas A., Cabello-Hutt T., San Martin E., Preiss D.D., Valenzuela S., & Jara I. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers’ capacity to develop students’ digital information and communication skills // Computers & Education. 2018. Vol. 121. P. 162–174. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.03.001
2. Svärd P. Enterprise Content Management, Records Management and Information Culture Amidst e-government Development. Oxford: Chandos Publishing. 2017. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/B978-0-08-100874-4.00007-7
3. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
4. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9. No. 5, October (Part I); Vol. 9. No. 6 (Part 2). URL: https://doi. org/10.1108/10748120110424816
5. Moeller A.K., Catalano T. Foreign Language Teaching and Learning // International Encyclopedia for Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 9. P. 327–332. Oxford: Pergamon Press. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086-8.92082-8
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
7. Богомолов А.Н. Профессиональный портрет преподавателя в системе ДО // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 106–110.
8. Hawkins B.L., Rudy J.A. Educause Core Data Service. Fiscal Year 2006 Summary Report. Boulder, CO: Educause. 2007.
9. Browne T., Jenkins M., Walker R. A Longitudinal Perspective Regarding the Use of VLEs by Higher Education Institutions in the United Kingdom // Interactive Learning Environments. 2006. № 14(2). P. 177–192. DOI: 10.1080/10494820903484429
10. Maloshonok N. How the Use of Internet and Multimedia Technology in Education Correlates with Student Engagement // Вопросы образования – Educational Studies Moscow. 2016. № 4. P. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
11. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 16–24.
12. Выготский Л.С. Психологическая природа учительского труда. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2010. 671 с.
13. Бугайчик К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148–151.
14. Li Y., Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. 2013. URL: https://publications.cetis.org.uk/wp-content/ uploads/2013/03/MOOCs-and-Open-Education.pdf
15. Рощина Я.М., Рощин С.У., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174–199 DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-174-199