Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы»
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы, модели, лучшие практики когорты опорных вузов Российской Федерации по обучению иностранных студентов в интересах реализации стратегии «мягкой силы». Целью данного исследования является определение возможности и целесообразности использования международного сотрудничества опорных университетов как инструмента «мягкой силы» и выработка соответствующих рекомендаций в адрес вузов и органов управления образованием. Статистической основой для анализа послужили данные мониторинга эффективности российских вузов (опубликованные данные за 2017 г. и предварительные данные за 2018 г.). Фактологической основой стали программы развития опорных университетов, отчёты вузов по итогам реализации программ развития за 2017–2018 гг. Следует отметить, что подобный анализ проводится впервые и является первым шагом к рассмотрению международной деятельности опорных университетов через призму концепции «мягкой силы».
Об авторах
И. В. АржановаРоссия
Аржанова Ирина Вадимовна – доктор исторических наук, исполнительный директор
123022, г. Москва, Улица 1905 года, 7 стр. 1
Д. В. Дыдзинская
Россия
Дыдзинская Дарья Владимировна – кандидат политических наук, замдиректора департамента развития профессионального образования и науки
123022, г. Москва, Улица 1905 года, 7 стр. 1
Е. А. Мусина
Россия
Мусина Елена Андреевна – эксперт
123022, г. Москва, Улица 1905 года, 7 стр. 1
П. С. Селезнев
Россия
Селезнев Павел Сергеевич – доктор политических наук, заместитель первого проректора
125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49
Список литературы
1. Агеева А.В. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике России // Власть. 2018. №4. С. 59–63. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i4.5764
2. Аржанова И.В. Российская высшая школа в контексте международного образовательного сотрудничества. М.: Логос, 2012. 362 с.
3. Григорян А.В., Габриелян А.А. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 14–24.
4. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № (6)9. С. 1–6.
5. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4 (25). С. 85–93.
6. О проекте «Опорные университеты России». URL: http://flagshipuniversity.ntf.ru/project
7. Российская газета. Специальный тематический выпуск «Опорные университеты России». 2017. 13 декабря, № 282 (7448). URL: http://flagshipuniversity.ntf.ru/sites/default/files/35368-1513061519.pdf
8. Буянкина Р.Г., Зуков Р.А., Князев Н.А. Философские основания регионального развития опорных университетов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (33). С. 116–129. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.08
9. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791–805. DOI: 10.17059/2018-3-8
10. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. URL: https://vo.hse.ru/data/2019/04/09/1176078616/01%20Baryshnikova.pdf
11. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и её субъектов. М.: Дело, РАНХиГС, 2015. 60 с.
12. Медушевский Н.А., Перфильева О.В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2016. № 3. С. 19–31.