Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Мировые рейтинги вузов: анализ результатов с учётом профиля их образовательной и научной деятельности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-36-43

Аннотация

Проведён анализ итогов опубликованных в 2019 г. международных рейтингов вузов (Webometrics, QS) отдельно по группам в соответствии с профилем их образовательной и научной деятельности. Авторы использовали методику из предыдущей работы, где были определены семь профилей деятельности вузов: классические университеты, технические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные вузы, вузы культуры и искусства. В результате анализа и сравнения данных 2013, 2014 и 2019 годов подтверждена системная зависимость усреднённых значений позиций вузов от профиля деятельности. Лидирующие позиции рейтинга заняты классическими университетами и техническими вузами. Далее примерно на одном уровне находятся группы педагогических, экономических и медицинских университетов, а замыкают рейтинг аграрный профиль и вузы культуры и искусства. Показано, что при вебометрическом ранжировании вузов значительно ухудшились по сравнению с результатами 2013 и 2014 гг. позиции вузов, отнесённых к группе «культура и искусство», что обусловлено усилением веса наукометрических индикаторов. Проведён анализ позиций, которые заняли лучшие в своих группах вузы из всех стран мира, стран Европейского союза, Евразийского экономического союза и Республики Беларусь. Показано, что лучшие места в рамках ЕАЭС в своих профилях заняты российскими вузами. Отмечена высокая позиция Национального университета «Высшая школа экономики», который значительно опережает другие экономические вузы. Предложено кроме классических мировых и предметных ранжирований вузов представлять результаты рейтинга в соответствии с профилями образовательной и научной деятельности университетов.

Об авторах

В. А. Гайсенок
Республиканский институт высшей школы
Беларусь

Гайсенок Виктор Анатольевич – доктор физико-математических наук, профессор, ректор

220007, г. Минск, ул. Московская, 15

 



О. А. Наумович
Республиканский институт высшей школы
Беларусь

Наумович Ольга Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент

220007, г. Минск, ул. Московская, 15

 



В. В. Самохвал
Республиканский институт высшей школы
Беларусь

Самохвал Виктор Васильевич – доктор химических наук, профессор

220007, г. Минск, ул. Московская, 15



В. М. Галынский
Белорусский государственный университет
Беларусь

Галынский Владимир Михайлович – кандидат физико-математических наук, доцент

220030, г. Минск, проспект Независимости, 4



Список литературы

1. Донецкая С.С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 27–31.

2. Белоцерковский А.В. К вопросу о рейтингах и рангах // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 3–10.

3. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьева. М.: Министерство образования и науки, Центр социологических исследований, 2014. Т. 1. 504 с.

4. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Г.В. Осипова, А.Л. Арефьева. М.: Министерство образования и науки, Центр социологических исследований, 2015. Т. 2. 588 с.

5. Абламейко С.В., Журавков М.А., Самохвал В.В. Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учётом профиля их деятельности // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 25–31.

6. Галынский В.М. Вебометрические рейтинги: анализ изменений // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 72–78.

7. Пузатых А.Н. Веб-рейтинг университетов мира webometrics: анализ результатов Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 40 (4). С. 57–62.

8. Aguillo I.F., Ortega J.L., Fernandez M. Webometric ranking of world universities: Introduction, methodology, and future developments // Higher Education in Europe. 2018. № 33 (2-3). P. 233–244. DOI:10.1080/03797720802254031

9. Ubaka A.U., Baharudin K., Sentosa I. Webometrics ranking: A less commercialised (and more objective) measure of ranking for institutions of higher learning // International Journal of Continuing Engineering Education and Life-Long Learning. 2018. № 28 (2). P. 169–184.

10. Задорожнюк И.Е., Коростелева Л.Ю., Тебиев Б.К. ТОП-200 вузов в четырёх международных рейтингах // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 85–95.


Рецензия

Просмотров: 818


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)