Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

Аннотация

Диверсификация профессиональных траекторий обладателей учёных степеней, обозначившаяся как общемировая тенденция, заставляет по-новому взглянуть на проблему оценки эффективности существующих институций по подготовке научных кадров – аспирантуры в России и системы докторского образования за рубежом – в отношении подготовки профессиональных исследователей и преподавателей высшей школы. В двух статьях, объединённых проблематикой и общим замыслом, последовательно рассматриваются вопросы: как организован сбор и анализ эмпирических данных о подготовке по программам аспирантуры; какова динамика защит диссертаций выпускниками после завершения аспирантских программ; каковы реальные сроки продвижения аспирантов к учёной степени; каков удельный вес выпускников, продолжающих научную карьеру после окончания аспирантской программы? В первой статье анализируются организационные и методические аспекты информационно-аналитического сопровождения институтов, ответственных за подготовку кадров высшей квалификации в странах Евросоюза, США и России. Приводится информация об организации систем мониторинга докторского образования и профессиональных карьер выпускников докторских программ за рубежом. Отмечается недостаточность информационного обеспечения программ развития аспирантского образования в России, отсутствие необходимых эмпирических данных для оценки эффективности отечественной аспирантуры в контексте воспроизводства кадров научно-образовательного сектора. Анонсируются результаты проведённых авторами наукометрических исследований закрепления выпускников аспирантуры в науке и высшей школе. Вторая статья будет посвящена подробному изложению метода и результатов этих исследований.

Об авторах

Б. И. Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Бедный Борис Ильич – доктор физико-математических наук, профессор, директор института аспирантуры и докторантуры

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23

 



А. А. Миронос
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Миронос Алексей Андреевич – доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий в гуманитарных исследованиях

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23

 



Н. В. Рыбаков
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Рыбаков Николай Валерьевич – аспирант, кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23



Список литературы

1. Nerad M. Globalization and the Internationalization of Graduate Education: A Macro and Micro View // Canadian Journal of Higher Education. 2010. № 40 (1). Р. 1–12.

2. Byrne J., Jorgensen T., Loukkola T. Quality Assurance in Doctoral Education – results of the ARDE project. Brussels: EUA Publications, 2013. 60 p. URL: https://www.eua-cde.org/downloads/publications/2013_byrnej_quality-assurancearde-project-results.pdf

3. Borrell-Damian L., Morais R., Smith J.H. Collaborative Doctoral Education in Europe: Research Partnerships and Employability for Researchers. Report on DOC-CAREERS II Project. European University Association, Brussels, Belgium, 2015. 70 p. URL: https://www.eua-cde.org/downloads/publications/2015_borrell-damianl_collaborative-doctoral-doc-ii-project.pdf

4. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L. Doctoral education in Europe today: approaches and institutional structures / European University Association, Council for Doctoral Education, University Gent, 2019. 35 p. URL:https://eua.eu/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019.pdf

5. Professionals in Doctoral Education: Supporting Skills Development to Better Contribute to an European Knowledge Society / Editor: Lucas Zinner, University of Vienna, 2016. 134 p. URL: https://services.phaidra.univie.ac.at/api/object/o:454303/diss/Content/get

6. Borrell-Damian L. Collaborative Doctoral Education. University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange (DOC-CAREERS Project). European University Association Publications 2009. Belgium. 123 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/collaborative%20doctoral%20education%20university-industry%20partnerships%20doc-careers%20project.pdf

7. Education at a Glance 2018. OECD Indicators. URL: https://www.oecd.org/education/educationat-a-glance

8. Sursock A. Trends 2015: Learning and Teaching in European Universities. 2015. Brussels: EUA Publications, 90 p.

9. Career Tracking Survey of Doctorate Holders. Project Report. European Science Foundation. Strasbourg: ESF, 2017. URL: http://www.esf.org/fileadmin/user_upload/esf/F-FINAL-Career_Tracking_Survey_2017__Project_Report.pdf

10. European Commission. Communication on a renewed EU agenda for higher education. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2017:247:FIN

11. Organisation for Economic Co-operation and Development (2014). Education Indicators in Focus. Who are the doctorate holders and where do their qualifications lead them? Paris: OECD Publishing. URL: https://doi.org/10.1787/5jxv8xsvp1g2en

12. Auriol L., Misu M., Freeman R.A. Careers of Doctorate Holders: Analysis of Labour Market and Mobility Indicators // OECD Science, Technology and Industry Working Papers, 2013/04. Paris: OECD Publishing, 2013. 61 p. URL: https:// www.oecd-ilibrary.org/docserver/5k43nxgs289wen.pdf?expires=1562137661&id=id&accname=guest&checksum=7963D579A9E9958F8EB3AEC8A05F5842

13. Doctorate Recipients from U.S. Universities. National Science Foundation. December 2018. NSF 19-301. URL: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsf19301/downloads

14. Gardner S.K. «What’s too much and what’s too little?»: the process of becoming an independent researcher in doctoral education // The Journal of Higher Education. 2008. No. 79. Р. 326–350.

15. Bao Y., Kehm B.M., Ma, Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43(3). P. 524–541.

16. Castello M., Pardo M., Sala-Bubare A., Sune-Soler N. Why Do Students Consider Dropping Out of Doctoral Degrees? Institutional and Personal Factors // Higher Education. 2017. Vol. 74. No. 6. P. 1053–1068.

17. Ali A., Kohun F. Dealing with Isolation Feelings in IS Doctoral Programs // International Journal of Doctoral Studies. 2006. Vol. 1. No. 1. Р. 21–33.

18. Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 11–23.

19. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 89–97.

20. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» – учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 109–121.

21. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2014. 152 с.

22. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 20–36.

23. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Академическая карьера молодого учёного в России // Инновации. 2012. № 7 (165). С. 60–68.

24. Mironos A.A., Bednyi B.I., Ostapenko L.A. Employment of PhD program graduates in Russia: a study of the University of Nizhni Novgorod graduates’ careers // SpringerPlus. 2015. No. 4. P. 230 (15 May 2015). DOI:10.1186/s40064-015-1003-x

25. Гуртов В.А., Щеголева Л.А. Нужны ли публикации кандидату наук? // Высшее образование в России 2015. № 4. С. 25–33.

26. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. C. 57–63.

27. Shmatko N., Katchanov Y. Professional careers and mobility of Russian doctorate holders // The Science and Technology Labor Force. The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers. Switzerland, 2016. Р. 145–170.

28. Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 35–46.


Рецензия

Просмотров: 765


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)