Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118
Аннотация
Цель статьи – представление результатов исследования перспектив открытых образовательных ресурсов (ООР) в плане развития системы высшего образования России. Методология включает обзор и анализ инициатив, сервисов, инструментария ООР в РФ и за рубежом. Авторами был проведён опрос преподавателей вузов, а также обработка его результатов с использованием статистических методов. Разработка и использование ООР в системе высшего образования имеет следующие перспективы: 1) дальнейшее распространение свободного доступа к образовательным материалам за счёт вовлечения более широкого круга вузов и преподавателей; 2) повышение качества образовательных материалов в условиях расширения свободного доступа; 3) экспансия электронной образовательной среды (ООР не привязаны к конкретным инструментам или технологиям и могут распространяться в социальных медиа, мобильных приложениях). Исследование международной и российской практики показало, что ООР оказывают методическую поддержку в первую очередь преподавателям вузов, позволяя им изучать лучшие практики лидеров образования, перерабатывать ООР в соответствии с учебными целями своих дисциплин и уровнем подготовки студентов. Анализ результатов проведённого опроса позволил выявить особенности использования ООР преподавателями российских вузов и определить основные мотивирующие факторы.
Об авторах
Н. В. ДнепровскаяРоссия
Днепровская Наталья Витальевна – кандидат экономических наук, доцент
117997, г. Москва, Стремянный пер., 36
И. В. Шевцова
Россия
Шевцова Инесса Витальевна – кандидат экономических наук, старший преподаватель
119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4
Список литературы
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries, UNESCO, Paris, 1–3 July 2002: final report, 2002. 30 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001285/128515e.pdf
2. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам: Аналитический отчёт. М.: ЮНЕСКО, 2011. 240 с. URL: https://iite.unesco.org/ru/publications/3214683-ru/
3. Елизаров А.М., Елизарова Р.У. Использование информационно-коммуникационных технологий в электронном обучении в странах СНГ // Информационное общество. 2016. № 4–5. С. 92–103.
4. Качан Д.А., Богатко А.В., Богатко И.Н., Енин С.В., Кулаженко В.Г., Лазарев В.С., Лис П.А., Скалабан А.В., Юрик И.В. Интеграция информационных ресурсов открытого доступа для обеспечения научно-образовательного процесса в учреждениях высшего образования // Открытое образование. 2018. № 22(4). С. 53–63.
5. McGreal R. Special report on the role of open educational resources in supporting the Sustainable Development Goal 4: Quality education challenges and opportunities // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18(7). P. 292–305.
6. Mishra S. Open educational resources: removing barriers from within // Distance education. 2017. Vol. 38 (3). Р. 369–380.
7. Стародубцев В.А., Французская Е.О. Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики // Открытое образование. 2017. № 1. С. 34–43.
8. Berners-Lee T. Three challenges for the web, according to its inventor. 2017 URL: https://webfoundation.org/2017/03/web-turns-28-letter/
9. MIT OpenCourseWare: A Decade of Global Benefit. URL: http://web.mit.edu/fnl/volume/231/miyagawa.html
10. Ракитов А.И., Анисимова А.Э. Высшее образование и общество: Россия и другие страны // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 128–135.
11. Князева С.Ю. Открытые образовательные ресурсы в неанглоязычных странах // Высшее образование в России. 2014. № 10. С.127–134.
12. Закревская Н.Г., Филиппов С.С. Формирование электронной информационной образовательной среды университета // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 153–157.
13. Чупандина Е.Е., Семенихина А.В. Реализация онлайн-обучения в Воронежском государственном университете // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8–9. С. 103–110.
14. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150–155.
15. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125–134.
16. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86–92.
17. Dneprovskaya N., Koretskaya I., Dik, V., Tiukmenova K. Study of social media implementation for transfer of knowledge within educational milieu // Scientific Bulletin of National Mining University. 2014. №.4. Р. 146–151.