Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152

Аннотация

В статье обсуждается академическая репутация университета как показатель его лидерских позиций на международном рынке образовательных услуг. В мировых рейтинговых системах оценки вузов академическая репутация является одним из главных индикаторов его статуса и престижа. Несмотря на несовершенство системы оценки, большинство экспертов в области высшего образования признают, что для современных университетов этот фактор является ключевым в привлечении внимания к нему мирового академического сообщества, индустриальных партнеров, спонсоров, абитуриентов и их родителей. Эмпирической базой исследования выступил анализ данных QS World University Rankings за 2017–2019 годы (метод анализа открытых источников данных), а также результаты социологического исследования экспертов (n=5), работающих в Уральском федеральном университете (Россия) (в ходе сбора данных использован метод полуструктурированного интервью), и студентов из КНР (n=52), обучающихся в нем (метод стандартизированного интервью). Ценность выбранного кейса университета в том, что на его площадке с 2017 года функционирует сетевой университет стран БРИКС. Результаты исследования показали, что лидирующие позиции занимают университеты Китая. При этом студенты из КНР рассматривают российские университеты как привлекательные для получения высшего образования, выделяя такое конкурентное преимущество как низкая стоимость обучения. Ключевой вывод исследования заключается в том, что для быстрых побед в повышении академической репутации новые игроки на рынке вынуждены использовать «договор о взаимной вовлеченности» – неформальные практики повышения этого показателя при опросах рейтинговых агентств. Университетам стран БРИКС при формировании или корректировке программы стратегического развития следует ориентироваться на достижение лидирующих позиций не только в институциональных рейтингах, но и в предметных, отраслевых рейтингах. Это является хорошим показателем роста академической репутации университета и может рассматриваться как качественный результат достижения его целей и эффективности деятельности в целом.

Об авторах

Н. Л. Антонова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Антонова Наталья Леонидовна – д-р социол. наук, проф.

Адрес: 620083, г. Екатеринбург, проспект Ленина, 51



А. Д. Сущенко
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Сущенко Анастасия Дмитриевна – канд. социол. наук, ст. научный сотрудник

Адрес: 620083, г. Екатеринбург, проспект Ленина, 51



Список литературы

1. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Экспорт образовательных услуг из приграничного региона // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. [Ermakova, zh.A., Nikulina, Yu.N. (2019). Export of Educational Services from a Border Region. Ekonomika regiona = Economy of Region. Vol. 15, no. 1, pp. 191-204]. DOI: 10.17059/2019-1-15 (In Russ., abstract in Eng.)

2. Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 108–123. [Guruleva, T. L., Bedareva, N. I. (2019). Cooperation between Russia and China in the Creation of Network Universities and Joint Educational Institutions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 4, pp. 108-123]. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-108-123 (In Russ., abstract in Eng.)

3. Lo, W.Y.W. (2011). Soft Power, University Rankings and Knowledge Production: Distinctions between Hegemony and Self-Determination in Higher Education. Comparative Education. Vol. 47, no. 2, pp. 209-222. DOI: 10.1080/03050068.2011.554092

4. Allen, R.M. (2019). What Do Students Know about University Rankings? Testing Familiarity and Knowledge of Global and Domestic University League Tables in China. Frontiers of Education in China. Vol. 14, no. 1, pp. 59-89. DOI: 10.1007/s11516-019-0003-y

5. Kruytbosch, C. (1989). The Role and Effectiveness of Peer Review. In: Evered, D., Harnett, S. (Eds). The Evaluation of Scientific Research, Chichester: John Wiley, pp. 69–85.

6. Campbell, F.J. (2002). Conceptual Framework for the Evaluation of University Research in Europe. Washington DC, USA: The George Washington University Press, 21 p. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/5a9e/12b7c651eb97264aa3aa6b7664e18af0b74e.pdf

7. Tarasyev, A.A., Sudakova, A.E., Agarkov, G.A. (2018). Integral Evaluation of the Investment Effectiveness into Universities Development. IFAC-PapersOnLine. Vol. 51, no. 32, pp. 484-489. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.11.467

8. Massucci, F.A., Docampo, D. (2019). Measuring the Academic Reputation through Citation Networks via PageRank. Journal of Informetrics. Vol. 13, no. 1, pp. 185-201. DOI: 10.1016/j.joi.2018.12.001

9. Балашов А.И., Барабанов А.А., Васильева Е.А., Лушин А.И.Ценностно-ориентированная модель стоимости образовательных программ в парадигме «Университет 3.0» // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 1. C. 119–136. [Balashov, A.I., Barabanov, A.A., Vasilyeva, E.A. Lushin, A.I. (2019). Value-Oriented Model of Tuition in the Context of University 3.0 Paradigm. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. Vol. 23, no. 1, pp. 119-136]. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.119-136 (In Russ., abstract in Eng.)

10. Altbach, P., Salmi, J. (2011). The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. Washington: World Bank, 363 p.

11. David, S.A., Motala, S. (2017). Can BRICS Build Ivory Towers of Excellence? Giving New Meaning to World-Class Universities. Research in Comparative and International Education. Vol. 12, no. 4, pp. 512-528. DOI: 10.1177/1745499917740652

12. Полищук Л.И. Коллективная репутация в высшей школе: анализ равновесной модели // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 46–69. [Polishhuk, L.I. (2010). Collective Reputation in Higher Education: Equilibrium Model Analysis. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association. Vol. 7, pp. 46-69]. (In Russ., abstract in Eng.)


Дополнительные файлы

1. Рисунок
Тема
Тип Данные
Скачать (15KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 1590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)