Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
Аннотация
В условиях усиливающейся интернационализации высшего образования привлечение студентов из-за рубежа рассматривается как одно из средств усиления позиций страны в мировом образовательном пространстве. Выполнение вузами данного показателя осложнено необходимостью системно, комплексно изменять образовательный и воспитательный процесс и создавать благоприятные условия для студентов из числа иностранных граждан. Цель данной статьи - рассмотреть тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов и возможности его применения в российских вузах. Авторами были проанализированы понятия «социокультурная адаптация», «тьюторское сопровождение», показана их взаимосвязь.
В статье рассмотрены такие принципы современного образования, как открытость, вариативность, диалогичность, индивидуализация, создание избыточной информационной среды, и показано соответствие этим принципам практики тьюторского сопровождения. Представлена также программа обучения тьюторов из студенческой среды и раскрыто содержание и формы реализации образовательных модулей данной программы.
По итогам анализа опыта работы школы тьюторов и волонтёров в Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС авторами сделан вывод о перспективах и возможностях использования студенческого тьюторства в качестве инструмента адаптации иностранных учащихся к обучению в российских вузах и эффективного способа их вовлечения в совместную социокультурную деятельность, позволяющую раскрыть и развить имеющийся личностный и образовательный потенциал студентов-иностранцев. Предложен опыт подготовки студентов-тьюторов, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе на примере Сибирского института управления - филиала РАНХиГС.
Об авторах
О. А. БереговаяРоссия
Береговая Оксана Александровна - кандидат философских наук, доцент.
630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
С. С. Лопатина
Россия
Лопатина Светлана Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент.
630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
Н. В. Отургашева
Россия
Отургашева Наталья Вадимовна - кандидат филологических наук, доцент.
630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
Список литературы
1. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108-118.
2. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73-77.
3. Становление тьюторской модели современного университета в России / Науч. ред. Т.М. Ковалева, А.О. Зоткин, Е.А. Суханова. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2019. 256 с.
4. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (часть 2). С. 284-288.
5. Беляева Т.К, Никишина О.А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22754
6. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. М.: РУДН, 2008. 146 с.
7. Самохвалова АГ., Дмитрук Л.А. Коммуникативные трудности межкультурного общения китайских и российских студентов // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 86-94. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10456
8. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизмы и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 98-100.
9. Ковалева Т.М. Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4. С. 63-71.
10. Иванова Г.П., Логвинова О.К, ШирковаН.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 60-69.
11. Gladkova A.A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. Issue 4. Р. 45-59. DOI: http://dx.doi.org/10.11621/pir.2017.0405
12. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157-161.
13. Кирилова Ю.С. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5-4. С. 670-672.
14. Белицкая Е.В. Современное состояние тью-торской системы обучения в университетах Англии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 4. С. 71-75.
15. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2(6). С. 71-81.
16. Гордон Э., Морган Р, О’Мэлли Ч., Понти-селл Дж. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / Пер. с англ., под науч. ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой. Ижевск: ERGO, 2010. 332 c.
17. Ковалева Т.М., Чередилина М.Ю. Тьютор-ство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Авторский клуб, 2015. 56 с.
18. Волченкова К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 3. С. 71-76.