Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Взаимодействие университета с региональными субъектами в оценках профессорско-преподавательского состава

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-40-49

Аннотация

Статья подготовлена по материалам полевого исследования, проведённого в Удмуртском государственном университете в рамках проекта «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов». В статье рассмотрены результаты анкетирования, связанные с оценкой профессорско-преподавательским составом способов взаимодействия с региональными субъектами социального заказа. 75% респондентов признают наличие рисков, обусловленных образовательно-трудовой миграцией молодёжи из Удмуртской Республики. Регионально ориентированные компетенции студентов формируются в рамках регулярного учебного процесса: преподаватели подбирают темы курсовых и выпускных работ студентов в соответствии с потребностями региона; учитывают потребности рынка труда в содержании занятий; участвуют в организации практик и помогают студентам в трудоустройстве на региональном рынке труда. По мнению преподавателей, наиболее важная роль университета состоит в том, чтобы участвовать в развитии региона вместе с крупными организациями и ветвями власти. Преобладает кооперативный подход, при котором университет играет роль партнёра, а не драйвера. Преподаватели оценили взаимодействие администрации университета с органами государственной власти УР как удовлетворительное. Перспективы развития университета преподаватели видят в четырёх направлениях: ориентация на региональный рынок труда, взаимодействие с работодателями; научная и инновационная деятельность; цифровизация и информатизация образовательного и административного процессов; развитие международного сотрудничества. В ответах преподавателей преобладает пессимизм по поводу надежд на сотрудничество с органами власти и бизнесом региона, что требует отдельного исследования, поскольку он может быть вызван целым рядом факторов. В качестве предложений администрации вуза преподаватели обозначили необходимость более активного взаимодействия с руководством региона и бизнесом, вовлечения университета в региональные проекты, выявления потребностей региона и стимулирования руководства институтов в формировании новых направлений научно-образовательного сектора с учётом перспектив развития республики.

Об авторах

М. В. Богуславский
Институт стратегии развития образования РАО
Россия

Богуславский Михаил Викторович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Адрес: 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16



Н. В. Ладыжец
Удмуртский государственный университет
Россия

Ладыжец Наталья Викторовна – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии

Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1



О. В. Санникова
Удмуртский государственный университет
Россия

Санникова Ольга Владимировна – доктор социологических наук, доцент

Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1



Е. В. Неборский
Московский педагогический государственный университет
Россия

Неборский Егор Валентинович – доктор педагогических наук, доцент, проф. кафедры педагогики

Адрес: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1



Список литературы

1. Guerrero M., Urbano D., Fayolle A., Klofsten M., Mian S. Entrepreneurial Universities: Emerging Models in the New Social and Economic Landscape // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. Issue 3. P. 551–563. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-016-9755-4

2. Bramwell A., Wolfe D. Universities and Regional Economic Development: The Entrepreneurial University of Waterloo // Research Policy. 2008. Vol. 37. Issue 8. P. 1175–1187. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2008.04.016

3. Vught van F., Garlick S., Nordström L., Yelland R. Supporting the Contribution of Higher Education Institutes to Regional Development – Peer Review Report: Värmland region, Sweden. Paris: OECD, 2006. 55 p.

4. Bonander C., Jakobsson N., Podestà F., Svensson M. Universities as Engines for Regional Growth? Using the Synthetic Control Method to Analyze the Effects of Research Universities // Regional Science and Urban Economic. 2016. Vol. 60. P. 198–207. DOI: https://doi.org/10.1016/j.regsciurbeco.2016.07.008

5. Drucker J. Reconsidering the Regional Economic Development Impacts of Higher Education Institutions in the United States // Regional Studies. 2016. Vol. 50. Issue 7. P. 1185–1202. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2014.986083

6. Осипов А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 63–72. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-5-63-72

7. Wallerstein I. World-System Analysis: An Introduction. Durham: Duke University Press, 2004. 128 p.

8. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты и города в провинциальной России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 37–51. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-5-37-51

9. Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. T. 11. № 3. С. 230–247. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2018.3.57.15

10. Гуртов В.А., Степусь И.С., Шабаева С.В. Выпускники вузов на рынке труда Дальнего Востока // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 36–52. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-36-52

11. Блинова Т.Н. Совершенствование управления территориальной доступностью услуг высшего образования в Дальневосточном федеральном округе // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4(85). С. 62–73. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-85-4-62-73

12. Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Неборский Е.В., Санникова О.В. Реализация социального заказа университетом в регионе: переход к транзитивности // Мир науки: Интернет-журнал. 2018. Т. 6. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN518.pdf

13. Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Неборский Е.В., Санникова О.В. Запросы ключевых стейкхолдеров региональному университету как фактор реализации социального заказа // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 43–54.

14. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (Eds). Leicester: NIACE, 2005. P. 148–150.

15. Klofsten M., Fayolle A., Guerrero M., Mian S., Urbano D., Wright M. The Entrepreneurial University as Driver for Economic Growth and Social Change – Key Strategic Challenges // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 141. P. 149–158. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.12.004

16. Herrera F., Guerrero M., Urbano D. Entrepreneurship and Innovation Ecosystem’s Drivers: The Role of Higher Education Organizations // Entrepreneurial, Innovative and Sustainable Ecosystems / Leitão J., Alves H., Krueger N., Park J. (Eds). Berlin: Springer, 2018. P. 109–128. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-71014-3_6

17. Audretsch D. From the Entrepreneurial University to the University for the Entrepreneurial Society // The Journal of Technology Transfer. 2014. Vol. 39. Issue 3. P. 313–321. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-012-9288-1


Рецензия

Просмотров: 593


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)