Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Распределённый онлайн-курс «Преподаватель высшей инженерной школы»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-63-72

Аннотация

Требование профессионального стандарта работников образования обязывает преподавателей вузов не только разрабатывать образовательный контент дисциплины, но и применять цифровые средства для активизации и управления учебной активностью студентов, переходить от аудиторного пути трансфера знаний к сетевым дисциплинарным курсам. Развивающаяся цифровизация современной образовательной среды приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации преподавателей высшей школы, к изменению стиля и инструментов их профессиональной деятельности. Целью работы являлась разработка корпоративного онлайн-курса повышения квалификации преподавателей университета, отличающегося от традиционных МООК проблемностью, открытостью, сотрудничеством, распределённостью ресурсов и сохранением образовательных продуктов слушателей курса. В статье анализируются различные типы массовых открытых онлайн-курсов в сравнении таких их педагогических аспектов, как открытость, прозрачность, внутренняя коммуникация и внешняя доступность образовательных продуктов, полученных участниками курсов. Предлагается модель распределённого и проблемно-ориентированного онлайн-курса с высоким уровнем прозрачности и внутренней открытости, где участники используют сервисы создания интернет-портфолио и Гугл-документов для коммуникации всех слушателей друг с другом и с тьюторами. Эти свойства, по мнению авторов, являются главными для успешного процесса обучения на онлайн-курсе. Показано, что предлагаемая модель повышения квалификации и эрудиции преподавателей высшей школы приводит к более эффективным результатам, чем широко используемые другие типы MOOК. После окончания курса и его архивирования все образовательные продукты, созданные слушателями курса, остаются доступными для внешних пользователей. Таким образом, в результате проведения курса повышения квалификации создаётся база учебно-методических открытых образовательных ресурсов, ориентированная на направления подготовки студентов в университете.

Об авторах

В. А. Стародубцев
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Стародубцев Вячеслав Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, учебно-научный центр «Организация и технологии высшего профессионального образования»

Адрес: 634050. г. Томск, пр. Ленина, 30



И. В. Ряшенцев
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Ряшенцев Игорь Владимирович – старший преподаватель учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования»

Адрес: 634050. г. Томск, пр. Ленина, 30

 



Список литературы

1. Cormier D. The CCK08 MOOC – Connectivism course, 1/4 way. Dave’s Educational Blog, 10-Feb-2008. URL: http://davecormier.com/edblog/2008/10/02/the-cck08-mooc-connectivism-course-14-way/

2. Downes S., Siemens G. Connectivism and Connective Knowledge Course (CCK08). URL: https://sites.google.com/site/themoocguide/3cck08---the-distributed-course

3. Baturay M.H. An Overview of the World of MOOCs // Procedia Soc. Behav. Sci. 2015.Vol. 174. Р. 427–433.

4. Morrison D. The Ultimate Student Guide to xMOOCs and cMOOCs. URL: http://mooc- newsandreviews.com/ultimate-guide-toxmoocs-and-cmoocso/

5. Dhawal Shah. By the Numbers: MOOCs in 2018 // Class Central MOOC Reports. 2018. Dec. 11. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2018/

6. Pilli O., Admiraal W. A taxonomy of massive open online courses // Contemporary Educational Technology. 2015. Vol. 3. No. 7. P. 223-240. URL: https://paperity.org/p/150037755/ataxonomy-of-massive-open-online-courses

7. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86–92.

8. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. C. 125–134.

9. Conache M., Dima R., Mutu A. A Comparative Analysis of MOOC // Informatica Economică. 2016. Vol. 20. No. 2. Р. 5–14. URL: https://paperity.org/p/219848222/a-comparative-analysisof-mooc-massive-open-online-course-platforms

10. Conole G. MOOCs as disruptive technologies: strategies for enhancing the learner experience and quality of MOOCs // Revista de Educación a Distancia. 2013. Nо. 39. Р. 1–17. URL: http://www.redalyc.org/articulo.oa?id=54729539001

11. Young J.R. MOOCs Are No Longer Massive. And They Serve Different Audiences Than First Imagined // EdSurge. 2018. Aug 21. URL: https://www.edsurge.com/news/2018-08-21-moocs-are-no-longer-massive-and-they-servedifferent-audiences-than-first-imagined

12. Cеменова Т.В., Волкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6. С. 114–126. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

13. Dalsgaard C., Thestrup K. Dimensions of Openness: Beyond the Course as an Open Format in Online Education // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16. Nо. 6. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v16i6.2146

14. Clark D. MOOCs: Who’s using MOOCs? 10 different target audiences // Donald Clark Plan B. 2013. Apr 25. URL: http://donaldclarkplanb. blogspot.com.cy/2013/04/moocs-whos-usingmoocs-10-different.html

15. Comer D., Baker R., Wang Y. Negativity in Massive Online Open Courses: Impacts on Learning and Teaching, and How Instructional Teams May Be Able to Address It // InSight: A Journal of Scholarly Teaching. 2015. Vol. 10. P. 92–113. URL: http://www.columbia.edu/~rsb2162/ CBW2.pdf

16. Chen Y. Investigating MOOCs Through Blog Mining // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. Vol. 15. No. 2. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i2.1695

17. Стародубцев В.А. Персонализированные МООК в смешанном обучении // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 133–144.


Рецензия

Просмотров: 672


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)