Приоритетные задачи и опыт инженерно-технической подготовки в университетах России
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-73-84
Аннотация
Данная статья посвящена обзору лучших практик ведущих университетов России в области организации практико-ориентированной подготовки по инженерно-техническим специальностям. Опираясь на совокупность профессиональных и межотраслевых профессионально значимых компетенций будущего выпускника инженерно-технических специальностей, авторы рассматривают его профессиональный портрет как триединство компетенций научно-исследовательской, инженерно-технической и предпринимательской деятельности. На основе обзора документов, отчётных материалов, информационных баз данных, анализа результатов статистических исследований обобщены мировые тенденции развития инженерно-технической подготовки в университетах мира и страны, сформулированы приоритетные задачи трансформации инженерно-технического образования, предложены подходы к решению данных задач на уровне структурно-организационного и учебно-методического оснащения учебного процесса. На примере опыта организации практико-ориентированного обучения физике в Томском политехническом университете (ТПУ) обсуждаются основные учебно-методические и организационно-структурные решения, позволяющие эффективно формировать профессиональный портрет будущего инженера. Разработанная в ТПУ система практико-ориентированной инженерно-технической подготовки может быть успешно использована в практике преподавания программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры инженерно-технических специальностей других университетов.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. ЛидерРоссия
Лидер Андрей Маркович – доктор технических наук, профессор
Адрес: 634050, г. Томск, проспект Ленина, 30, главный корпус ТПУ
И. В. Слесаренко
Россия
Слесаренко Инга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент
Адрес: 634050, г. Томск, проспект Ленина, 30, главный корпус ТПУ
М. А. Соловьев
Россия
Соловьев Михаил Александрович – кандидат технических наук, доцент
Адрес: 634050, г. Томск, проспект Ленина, 30, главный корпус ТПУ
Список литературы
1. Baker N. Evolution of Higher Education in Russia. QS Official Webpage. URL: https://www. qs.com/the-evolution-of-higher-education-inrussia/
2. The QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings 2020: What You Need to Know. URL: https://www.qs.com/emerging-europe- central-asia-university-rankings-2020/
3. QS Applicant Voices. QS survey. Higher Education Reports – QS – QS Quacquarelli Symonds. 2018.
4. Rewani, R., Anam, A.M. A Comparative Review on Generic Attributes in Engineering Education of Different Country // Proceedings of the joint 8th IFEE2017 and 3rdTSDIC 2017 Conferences. Shariah, United Arab Emirates, 2017, April 18-20.
5. National Academy of Engineering. Understanding the Educational and Career Pathways of Engineers. Washington, DC: The National Academies Press, 2018.
6. Jones S.M., Dermoudy J., Hannan G., et al. (2007). Designing and Mapping a Generic Attributes Curriculum for Science Undergraduate Students: A Faculty-wide Collaborative Project. UniServe Science Teaching and Learning Research Proceedings. 2007. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/33314124.pdf
7. Shukla O.P., Suresh G. Skills Requirements for Engineering Graduates: Industry Perspective // IOSR Journal of Business and Management (IOSR-JBM). 2016. Vol. 18. Issue 10. Ver. IV.
8. Duval-Couetil N., Wheadon J. The value of entrepreneurship to recent engineering graduates: A qualitative perspective // Proceedings of the IEEE Frontiers in Education Conference. 2013. October 23-26, Oklahoma City.
9. Cappelli P. Skill Gaps, Skill Shortages and Skill Mismatches: Evidence for the US // Industrial and Labor Relations Review. Vol. 68. P. 251-290. DOI: 10.1177/0019793914564961
10. Graham R. The global state of the art in engineering education. MIT School of Engineering. March. 2018. URL: http://neet.mit.edu/wp-content/uploads/2018/03/MIT_NEET_GlobalStateEngineeringEducation2018.pdf
11. Pitts S., Silevitch M. The Gordon Institute of Engineering Leadership. The NAE Bernard M. Gordon Prize 2015 Lecture. October 2015. URL: https://www.nae.edu/File.aspx?id=146865&v=cd12cc95
12. Chuchalin A.I. The CDIO-FCDI-FFCD Rubrics for Evaluation of Three-Cycle Engineering Programs. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 10. Р. 58–72.
13. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. 2012. № 10. С. 50–65.
14. Ларионов В.В., Лидер А.М. Самостоятельная работа студентов технического университета (опыт ТПУ) // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 122–126.
15. Пак В.В., Мельникова Т.Н., Сотириади Г.Н. Использование учебных задач по физике с целью формирования обобщённых проектных умений // Современные наукоёмкие технологии. 2016. № 6 (часть 1).
16. Ларионов В.В., Лидер А.М., Лисичко Е.В. Непрерывный образовательный процесс на основе проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 99–103.
17. Пак В.В., Ларионов В.В. Формирование проектных умений бакалавров в процессе обучения физике: учёб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2018. 129 с.
18. Ларионов В.В., Пак В.В. Как готовить будущего инженера внедренческого типа на занятиях по физике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С. 224–228.
19. Серебрякова Е.Н., Данейкин Ю.В., Соловьев М.А., Абрашкина И.А. Система элитного инженерного образования – пути развития профессиональных и личностных компетенций // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2016. № 7. С. 336–344.
20. Slesarenko I., Page M., Frantcuzskaia E., Golubeva V. The Implementation of International Educational Programmes as Condition for Developing Polycultural Educational Background // Proceedings 8th International Conference on Education and New Learning Technologies. IATED. 2016. Рp. 1450–1454.
21. Двуличанская Н.Н. Реализация контролируемой самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Гуманитарный вестник. 2015. Вып. 4. С. 1–8.