Туркменские студенты в Волгоградском государственном техническом университете
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-127-135
Аннотация
Привлекательность вуза на мировом рынке образовательных услуг является показателем его успешности, который оценивается в том числе и количеством обучающихся в нём иностранных студентов. Для российских вузов доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. В статье приводятся данные по привлечению молодых иностранцев на учёбу в Российскую Федерацию, в том числе и в Волгоградский государственный технический университет; уделяется внимание критерию интернационализации вуза в мировом рейтинге университетов. Сегодня интерес к инженерным профессиям среди иностранных абитуриентов заметно вырос. Эффективность обучения студентов-иностранцев связана с успешностью их адаптации к новой социокультурной среде. В статье рассматриваются проблемы языковой адаптации иностранных студентов, прибывших из бывших советских республик, преимущественно на примере студентов из Туркмении.
Об авторах
Л. Ф. БеляковаРоссия
Белякова Лариса Федоровна – кандидат филологических наук, доцент
Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
Т. Л. Сидорова
Россия
Сидорова Татьяна Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент
Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
Р. М. Петрунева
Россия
Петрунева Раиса Морадовна – доктор педагогических наук, проректор по учебной работе
Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
В. Д Васильева
Россия
Васильева Валентина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор
Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
Список литературы
1. Воробьева И.М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой учёный. 2015. № 10 (90). С. 1115–1119.
2. Ендовицкий Д.А., Коротких М.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. C. 9–26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-36172020-29-2-9-26
3. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf
4. Сколько иностранных студентов в России // Study in Russia. 2019. 18 января. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/skolkoinostrannykh-studentov-v-rossii/
5. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская; Центр трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО. М., 2019. 108 с.
6. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 161–167.
7. Иванкина Л.И., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. 50 с.
8. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л. Русский язык как средство общения студентов стран ближнего зарубежья в техническом вузе // Primo aspectu. 2017. № 1 (29). С. 67–70.
9. Казаков А.В. Иностранные студенты в России с конца ХIХ века и в начале Второй мировой войны // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. Т. 2. № 1 (5). С. 28–31.
10. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX– ХХI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. 482 с.
11. Старчак М.В. Образование на русском языке в государствах Центральной Азии – членах СНГ: проблемы и пути решения // Проблемы национальной стратегии. 2010. № 3 (4). С. 52–65.
12. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л. Русский язык и национальные литературы в учебной программе для студентов из стран ближнего зарубежья // Primo aspectu. 2019. № 1 (37). С. 90–93.
13. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Речевая культура студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6. C. 154–161.
14. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. C. 9–20.