Болонский процесс в Армении и Беларуси: успехи и проблемы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145
Аннотация
Цель статьи – дать сравнительный анализ проблем, возникших в ходе выполнения болонских принципов в системах высшего образования (СВО) республик Армении и Беларуси. Опираясь на данные проведённого в 2017–2019 гг. сравнительного исследования модернизации систем высшего образования двух стран на основе методов экспертного опроса (эксперты – администрация и профессорско-преподавательский состав вузов), фокус-групп, контент-анализа национальных СМИ, данных статистики, авторы выявляют достигнутые успехи и раскрывают нерешённые проблемы в процессе внедрения болонских принципов. Показано, что обе страны формально обеспечили равный доступ к высшему образованию для своих граждан, возможности трудоустройства выпускников, участия студентов и преподавателей в процессах мобильности; в обеих странах внедрены двухступенчатая система обучения и система переводных баллов, новая педагогическая парадигма и компетентностный подход. В то же время обе страны испытывают существенные трудности, связанные прежде всего с недостаточным государственным финансированием СВО, нестыковками между разными уровнями управления, бюрократизацией и инерцией при практической реализации новых подходов. Поэтому даже при формально полном внедрении болонских принципов в Армении национальная СВО не стала полноправным участником ЕПВО. Что касается СВО Беларуси, её приоритетом остаются национальные принципы образования, которые определяют границы любых образовательных реформ, включая болонские. На основе проведённого анализа показано, что достижения в области интернационализации высшего образования Армении и Беларуси свидетельствуют об их стремлении превратить высшее образование в сферу рыночных услуг и росте конкурентоспособности на мировом уровне, однако пока не служат доказательством успешного включения СВО этих стран в ЕПВО. Большинство иностранных студентов приезжают в Армению и Беларусь из стран Азии и Африки, двухсторонняя мобильность со странами-членами Болонского процесса невелика.
Об авторах
Л. Г. ТитаренкоБеларусь
Титаренко Лариса Григорьевна – доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии
Адрес: 220030 г. Минск, пр. Независимости, 4
М. И. Заславская
Армения
Заславская Мария Игоревна – доктор социологических наук, профессор, кафедра прикладной социологии
Адрес: 0025, г. Ереван, ул. Манукяна, 1
Список литературы
1. Болонский процесс 2020 – Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Лёвен/ Лувен-Ла-Нев, 28–29 апреля 2009 // Высшее образование в России. 2009. №.7. C. 156–162.
2. Гребнев Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только… (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 5–18.
3. Байденко В.И. Болонский процесс в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136–148.
4. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
5. Титаренко Л.Г., Заславская М.И. Европейская интеграция систем высшего образования Республики Беларусь и Республики Армения // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 1. С. 102–112.
6. Атанесян А.В. “Бархатная революция” в Армении: потенциал, достижения и риски политико-протестной активности // ПОЛИС. 2018. № 6. С. 80–98. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.06
7. Карпенко И.В. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 3. С. 44–47.
8. Закарян Л. Развитие системы образования Армении в контексте Болонского процесса // Регион и мир. 2016. № 2. С. 78–84.
9. Мариносян Т.Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). С. 109–126.
10. Кирвель Ч.С. Современное образование «в тисках» либерально-рыночного экстремизма // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. №. 4. С. 88–96.
11. Макаров А.В. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования. Гл. 3.3. Болонский процесс и модернизация высшего образования в Республике Беларусь. Минск: РИВШ, 2015. 260 с.
12. Налбандян M. Болонская система в Армении: преимущества и недостатки // Голос Армении. 2019. 6 декабря. URL: https://golosarmenii.am/article/92522
13. Модернизация системы высшего образования Армении в контексте интеграционных процессов / Под ред. П.С. Аветисяна, М.И. Заславской. Ереван: Изд-во РАУ, 2017. 232 с.
14. Модернизация систем высшего образования Беларуси и Армении в контексте процессов евразийской и европейской интеграции: проблемы и перспективы / Под ред. Л.Г. Титаренко, М.И. Заславской. Минск: БГУ, 2019. 175 с.
15. Статистический ежегодник Армении 2017. Образование и культура. Ереван, 2018. URL: https://www.armstat.am›year=2018
16. Образование в Республике Беларусь: Стат. сб. Минск: Белстат, 2019. URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/02f/02f0dcce5ea8e20041bca7728366684c.pdf
17. Спиридонова Е.А. О неоднозначных последствиях реформ в высшей школе России // Высшее образование в России. 2017. № 1. C. 25–34.
18. Соколова Г.Н. Белорусский рынок труда в условиях структурных изменений в экономике: эффективность механизмов подстройки // Социологический альманах. 2016. Вып.7. С. 120–133. URL: http://socio.bas-net.by/wp-content/uploads/2016/04/soc_alm7-1.pdf
19. Нефедова А.И. Качество университетской жизни: пример адаптации методики в российском университете // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 91–98.
20. Titarenko L., Little C.B. International Cross-Cultural Online Learning and Teaching: Effective Tools and Approaches // American Journal of Distance Education. 2017. Vol. 31. No. 2. P. 112–127. DOI: https://doi.org/10.1080/08923647.2017.1306767