Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Повышение конкурентоспособности университетов СКФО в синхронизации с задачами развития регионов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-22-33

Аннотация

Цель работы – проанализировать современное состояние и потенциал развития университетов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с точки зрения создания на их базе конкурентоспособных центров регионального развития, в том числе с учётом принятой Стратегии пространственного развития России.

Методология. Исследование основано на методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материала, многофакторного системного анализа, социологии, статистического анализа и т.п.

Результаты. В ходе исследования выявлены особенности развития университетов СКФО, проанализированы различные аспекты их деятельности. Проведено детальное картирование развития университетов СКФО по широкому спектру параметров и показателей. Авторы отмечают отсутствие обоснованных параметров, применяемых при формировании контрольных цифр приёма (КЦП) в вузы СКФО, их слабую связь с потребностями реальной экономики. Отсутствие в СКФО статусных университетов (кроме СКФУ), в частности опорного университета, способствует оттоку талантливых абитуриентов в центральные российские и зарубежные вузы, откуда этот контингент, как правило, не возвращается.

Область применения. Результаты настоящей работы могут учитываться при разработке модели университетов, обеспечивающих базовые отрасли экономики субъектов РФ, а также при актуализации подходов Министерства науки и высшего образования РФ по распределению КЦП, при постановке задач университетам региона или реализации их программ развития в части синхронизации действий с администрациями по выполнению национальных проектов, программ социально-экономического развития СКФО.

Выводы. Особенности социально-политико-экономического развития СКФО свидетельствуют о сложностях с планированием подготовки специалистов с высшим образованием для региона. Наличие «полного спектра» образовательных институтов в СКФО, возможность получить высшее образование в своём регионе, несмотря на то что это экономически невыгодно на краткосрочную перспективу, – один из немногих реально действующих каналов самореализации и социализации для значительной части молодёжи Северного Кавказа. Недостаточное финансирование, слабая вовлечённость университетов в решение задач устойчивого развития региона не способствуют созданию и развитию в регионе вузов – драйверов стабильного и инновационного развития СКФО, конкурентоспособных научно-образовательных центров.

Об авторах

Д. В. Петросянц
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Петросянц Даниэл Викторович – канд. экон. наук, доцент

Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49



В. В. Зубенко
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Зубенко Вячеслав Васильевич – д-р экон. наук, проф.

Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49



П. С. Селезнёв
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Селезнёв Павел Сергеевич – д-р полит. наук, проф.

Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49



И. В. Аржанова
Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)
Россия

Аржанова Ирина Вадимовна – д-р ист. наук, канд. техн. наук, исполнительный директор

Адрес: 123022, г. Москва, Улица 1905 года, 7, стр. 1



Список литературы

1. Петросянц Д.В. Особенности формирования научно-образовательного кластера в структуре инновационной системы Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3 (29). С. 139–152.

2. Салми Дж. Создание университетов мирового класса / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.

3. Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 133–148. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-2-133-148

4. Карамурзов Б.С. Проблемы и задачи высших учебных заведений на Северном Кавказе // Совет ректоров. 2011. № 5. С. 54–68.

5. Goddard J., Vallance P. The University and the City (Regions and Cities). Abingdon, Oxfordshire: Routledge, 2013. 232 p.

6. Pastor J.M., Serrano L. The determinants of the research output of universities: specialization, quality and inefficiencies // Scientometrics. 2016. Vol. 109. No. 2. Р. 1255–1281. DOI: 10.1007/s11192-016-2102-3

7. van der Ploeg F., Veugelers R. Towards evidencebased reform of European universities // CESifo Economic Studies. 2008. Vol. 54. No. 2. Р. 99–120. https://doi.org/10.1093/cesifo/ifn015

8. Ендовицкий Д.А., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Статистический анализ пространственно-функциональной локализации образовательных подсистем регионов России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 75–84. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-75-84

9. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.Н. О подходах к оценке вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 23–35. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-23-35

10. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Известия Саратовского ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 479–488.

11. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Кутейницына Т.Г. Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 9–18. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18

12. Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. Современный университет как субъект устойчивого развития региона в условиях инновационной экономики // Вестник Сев-КавГТИ. 2014. № 17. С. 42–46.

13. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.

14. Фрумин И.Д., Лешуков О.В. Типологизация региональных систем высшего образования в России // Федеральный справочник. Образование в России. Т. 11. М.: Центр стратегических программ, 2016.

15. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-8-43

16. Амиров Р.А. Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 67–72.

17. Смольникова Е.В. О роли федеральных университетов в развитии федеральных округов (опыт Казанского федерального университета) // Казанский экономический вестник. 2014. № 1 (9). С. 98–103.


Рецензия

Просмотров: 703


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)