Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательная неуспешность учащихся и студентов как социальный феномен: методология исследования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-34-44

Аннотация

В статье ставится и характеризуется социальный диагноз значительной части учащихся и студентов, который определяется авторами как «образовательная неуспешность». Она проявляется в низком уровне образовательной мотивации, размытости профессиональных ориентаций и профессионального самоопределения, слабом стремлении к накоплению человеческого капитала и к социальной достижительности. Поставленный диагноз прослеживается на всём пути осуществления трансфера человеческого капитала неуспешной части образовательных общностей – от школы к колледжу и вузу и далее к рынку труда. Выявляются основные лакуны и вытекающие из них методологические проблемы исследования образовательной неуспешности. Феномен образовательной неуспешности рассматривается в рамках четырёх стадий возникновения и развития. Показываются особенности междисциплинарной методологии её исследования. Раскрывается потенциал междисциплинарного использования социологического, экономического, психологического, социально-психологического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей её преодоления.

Об авторах

Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Зборовский Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, профессор-исследователь

Scopus Author ID 6505899907

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, проф.

Scopus Author ID 56766006000

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Dvenadtsat’ resheniy dlya novogo obrazovaniya: Doklad tsentra strategicheskih razrabotok i vysshey shkoly ekonomiki [Twelve Solutions for the New Education. Report of the Center for Strategic Development and Higher School of Economics]. Moscow: HSE Publ., 2018). Available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (In Russ.)

2. Klyachko, T.L. (2013). Obrazovanie v Rossii: osnovnye problemy i vozmozhnye resheniya [Education in Russia: Main Problems and Possible Solutions]. Moscow: Delo RANEPA Publ., 48 p. (In Russ.)

3. Belyakov, S.A., Klyachko, T.L., Polushkina, E.A. (2018). Srednee professional’noe obrazovanie: sostoyanie i prognoz razvitiya [Secondary Vocational Education: State and Forecast of Development]. Moscow: Delo RANEPA Publ., 48 p. (In Russ.)

4. Zborovsky, G.E., Ambarova, P.A. (2019). From Educational Failure to Social Success. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 11, pp. 34-46. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-34-46 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Schuler, H., Thornton, G., Frintrup, A., Mueller-Hanson, R. (2004). AMI-Achievement Motivation Inventory: Technical and User’s Manual. Oxford: Hogrefe Publishing, 55 p.

6. Abbott, B., Gallipoli, G., Meghir, C., Violante, G. (2016). Education Policy and Intergenerational Transfers in Equilibrium. Technical Report, Cowles Foundation Discussion Paper. Available at: https://www.nber.org/papers/w18782.pdf

7. Cremer, H., Pestieau, P. (2006). Intergenerational Transfer of Human Capital and Optimal Education Policy. Journal of Public Economic Theory. Vol. 8, no. 4, pp. 529-545.

8. Altbach, Ph. (2016). Global Perspectives on Higher Education. Johns Hopkins University Press, Baltimore, Maryland. 352 p.

9. Habley, W.R., Bloom, J.L., Robbins, S. (2012). Increasing Persistence: Research-Based Strategies for College Student Success. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 512 p.

10. Slavina, L.S. (1998). Trudnye deti [Difficult Children]. Moscow: Institute of Practical Psychology, 440 p. (In Russ.)

11. Abdurazakov, M.A. (2018). Interaction of Subjects of Education in the Information and Educational Environment: Culture of Knowledge, Cognition and Information Communication. Pedagogika = Pedagogy. Vol. 9, pp. 39-46. (In Russ. abstract in Eng.)

12. Polivanova, K.N. (2015). Educational Results of the Basic School in the Context of International Studies. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. Vol. 20, no. 4, pp. 19-30. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Zavadskaya, M.A. (2011). Academic Failure as a Sociological Phenomenon: Prospects of Microsociological Analysis. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii = Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 14, no. 2, pp. 102-118. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Donskikh, O.A., Logunova, L.Yu. (2019). Teacher and Pupil: Happiness of Interaction. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 4, pp. 60-71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-60-71 (In Russ., abstract in Eng.)

15. Roshchina, Y.M. (2006) Whose Children Study in Elite Russian Colleges? Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 1, pp. 347-369. (In Russ.)

16. Kostenkova, Y.A. (2011). Kul’turologicheskii podkhod v izuchenii detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Culturological Approach to the Study of Children with Mental Retardation]. Moscow: Prometey Publ.,140 p. (In Russ., abstract in Eng.)

17. Yudin, N.V. (2012). Personal Resources of Academic Success of Students. Al’manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of Modern Science and Education. Vol. 4, pp. 236-238. (In Russ.)

18. Vindeker, O.S., Klimenskikh, M.V. (2016). Psychometric Facets of Antifragility: Tolerance of Ambiguity, Hardiness, and Growth. Rossiiskiy psihologicheskiy zhurnal = Russian Psychological Journal. Vol. 13, no. 3, pp. 107-122. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.7 (In Russ., abstract in Eng.)

19. Dekel, S., Ein-Dor, T., Solomon, Z. (2002). Posttraumatic Growth and Posttraumatic Distress: A Longitudinal Study. Psychological Trauma. Vol. 4, no. 1, pp. 194-101. DOI: 10.1037/a0021865

20. Konstantinovskiy, D.L. (2018). The Measurement of Inequality in Education. In: Gorshkov, M.K. (Ed). Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik [Russia Reforming: Yearbook]. Vol. 16. Moscow: Novyi Khronograf Publ., pp. 171-191. DOI: 10.19181/ezheg.2018.8 (In Russ.)

21. Gorshkov, M.K., Klyucharev, G.A. (2017). Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom kontekste [Continuous Education in the Modern Context]. Moscow: Yurait Publ., 224 p. (In Russ.)

22. Zborovsky, G.E., Ambarova, P.A. (2019). Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Ekaterinburg: Liberal Arts University. 539 p. (In Russ.)

23. Platonova, D.P., Kuz’minov, Ya.I., Frumin, I.D. (Eds). (2019). Universitety na pereput’e: Vysshee obrazovanie v Rossii [Universities at the Crossroads: Higher Education in Russia]. Moscow: HSE Publ. 318 p. (In Russ.)

24. Cherednichenko, G.A. (2013). Educational and Professional Trajectories of Youth: Research Concepts. Sotsiologicheskiy zhurnal = Sociological Journal. No. 3, pp. 53-74. https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.420 (In Russ., abstract in Eng.)

25. Sobkin, V.S., Smyslova, M.M. (2014). Bullying at School: The Impact of Socio-cultural Context (Based on Cross-cultural Research). Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society. Vol. 5, no. 2, pp. 71-86. (In Russ., abstract in Eng.)

26. Lubsky, A.V. (2015). Interdisciplinary Research: Cognitive «Fashion» or Social «Challenge». Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 10, pp. 3-11. (In Russ., abstract in Eng.)

27. Ivanov, O.I. (2016). Sociology in the Interdisciplinary Social Study. Diskurs = Discourse. No. 2, pp. 102-112. (In Russ., abstract in Eng.)


Рецензия

Просмотров: 625


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)