Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52
Аннотация
Определение сильных и слабых сторон в образовательном процессе и социокультурной среде на основе оценки динамики удовлетворённости обучающихся позволяет сформулировать дорожную карту по управлению качеством образования. Исследования проводились на базе типичного политехнического университета, что обеспечивает их репрезентативность.
В статье представлены результаты анкетирования 1126 обучающихся очной формы обучения, что составляет 12% от контингента (очная форма) Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проанализирован уровень удовлетворённости респондентов качеством образовательной деятельности: содержанием образовательных программ, реализацией образовательных программ, условиями обеспечения образовательного процесса, качеством преподавания, организацией контроля знаний и подготовки. Положительную оценку заслужили: условия обеспечения образовательного процесса, содержание учебных дисциплин по всем циклам, качество преподавания, объём и качество библиотечного фонда. Однако есть и замечания: выявлено недовольство техническими средствами, качеством оборудования аудиторий, организацией консультаций преподавателей и самостоятельной работы обучающихся, расписанием занятий, качеством методических материалов, проведением производственной практики, качеством тестового контроля, доступностью лабораторий и компьютерных классов во внеучебное время.
При оценке социокультурной среды рассматривались разные аспекты организации внеучебной работы обучающихся, социально-психологический климат, условия жизнеобеспечения образовательного процесса (санитарно-гигиенические и социально-бытовые), социокультурная деятельность, связанная с удовлетворением духовных и физических потребностей личности, социальное стимулирование. Основные замечания опрошенных связаны с качеством социально-бытовых условий (организация питания, условия проживания в общежитии).
Результаты анкетирования показали необходимость дальнейших исследований с целью создания обобщённой (комплексной) модели оценки качества деятельности университета.
Об авторах
Д. В. МальцевРоссия
Мальцев Дмитрий Викторович – канд. техн. наук, доцент
Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29
Д. С. Репецкий
Россия
Репецкий Дмитрий Станиславович – канд. техн. наук, начальник управления образовательных программ
Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29
Список литературы
1. Макаров А.И., Баранов С.Н., Федосеев В.Ф. Мониторинг удовлетворённости студентов учебным процессом как инструмент повышения его качества // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации: Материалы ХХ межрегиональной учебно-методической конференции. Архангельск, 22 апреля 2015 г. Архангельск: Изд-во СГМУ. 2015. С. 55–57.
2. Васильева Е.Ю., Бакай Е.П. Оценка качества опросника для измерения латентной переменной «Удовлетворённость студентов качеством образовательного процесса в вузе» // Экология человека. 2008. № 11. С. 15–22.
3. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Богачанская Н.Н., Павлов С.В., Казакова А.А. Социологическая оценка удовлетворённости студентов качеством образовательных услуг как критерий эффективности управления медицинским вузом // Социология медицины. 2015. № 1. С. 3–10.
4. Геллер Л.Н., Беда Н.П., Гравченко Л.А. Анализ удовлетворённости студентов качеством обучения на кафедре управления и экономики фармации // Система менеджмента качества: опыт и перспективы / Под ред. А.Н. Калягина, И.В. Орловой. 2014. Вып. 3. С. 75–77.
5. Латыпов А.Р., Лысенко Д.В. Законодательный анализ об образовании на предмет учёта мнений обучающихся в образовательном процессе // Символ науки. 2017. № 1. С. 198–199.
6. Шпакович Н.М., Катькина А.Н. Участие советов обучающихся и представительных органов обучающихся при учёте мнения обучающихся в образовательных организациях России // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 22–30 декабря 2017 г. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 84–90.
7. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 120–132.
8. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 42–47.