Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62
Аннотация
Цифровая трансформация, затронувшая все экономически развитые страны, не обошла стороной и Россию. Вопросы перехода на цифровую экономику рассматриваются на самом высоком уровне: созданы национальные и федеральные проекты, в том числе и в системе высшего образования. Но при этом отмечается недостаточно быстрый переход к цифровой среде. В статье представлена оценка современного состояния и тенденций развития отечественной системы высшего образования, выявлены проблемы перехода российских вузов к цифровой образовательной среде. Цель статьи заключается в обобщении имеющихся разработок и создании методики оценки степени готовности вузов к цифровизации. Авторы систематизировали и расширили перечень факторов оценки готовности вузов к цифровой трансформации. Основные методы исследования: метод экспертных оценок, морфологический анализ, кластерный анализ. Составленная матрица факторов и их признаков легла в основу ранжирования показателей и формирования кластеров. Предложенная авторами методика является универсальной, прошла апробацию в одном из российских вузов – НГТУ и может быть использована любой организацией системы высшего образования для оценки готовности вуза к цифровизации.
Об авторах
О. В. УсачеваРоссия
Усачева Олеся Васильевна – канд. экон. наук, доцент
Адрес: 630073, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20, корп. 6
М. К. Черняков
Россия
Черняков Михаил Константинович – д-р экон. наук, проф.
Адрес: 630073, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20, корп. 6
Список литературы
1. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16–28. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-16-28
2. Мавлютова Г.Н. Цифровизация в современном высшем учебном заведении // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3(32). С. 5–7.
3. Романова Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 2. С. 5–8.
4. Stepanova S.N. Distance learning in higher education of Great Britain and Russia // European science. 2018. Vol. 5. No. 1. Р. 71–75.
5. Южаков В.Н., Ефремов А.А. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2018. № 6 (108). C. 18–24.
6. Козлова Г.Г. Роль высшей школы в развитии цифровой экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 2. C. 63–65.
7. Vaseyskaya N.O., Glukhov V.V. (2018). The principles of organizing the educational system for personnel training in a digital economy // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2018. No. 11 (2). Р. 7–16.
8. Черемисина Е.Н., Белага В.В., Крейдер О.А., Кирпичева Е.Ю. Адаптивная стратегия подготовки кадров для задач цифровой экономики в Государственном университете «Дубна» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 2. С. 140–145.
9. Заславская О.Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15. № 3. С. 271–281.
10. Zwicky F. Discovery, Invention, Research – Through the Morphological Approach. Toronto: The Macmillan Company, 1969. 276 p.
11. Ritchey T. General Morphological Analysis: A general method for non-quantified modeling. Swedish Morphological Society, 2002. 10 р.
12. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. № 5 (35). С. 158–160.