Интеграция форм представления учебного материла в модели «перевёрнутое обучение»
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-85-94
Аннотация
В статье обсуждается тема интеграции форм представления учебного материала в педагогической технологии «перевёрнутое обучение». Идеи нашего исследования частично перекликаются с тезисом о концептуальных изменениях в современной педагогике, выдвинутым в статье И.И. Гнутовой «От “перевёрнутого класса” к “перевёрнутому обучению”: эволюция концепции и её философские основания» (Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 86–95). «Перевёрнутое» изучение дисциплины предполагает представление её содержания в четырёх блоках, цели и методы обучения в которых различаются. Чтобы обеспечить установление ассоциативных связей в организации усвоения содержания этих блоков, необходимо интегрировать формы представления используемого в них учебного материала. Основной результат исследования: эффективным способом интегрирования учебного материала в «перевёрнутом обучении» является подбор или создание форм, организующих учебную деятельность студентов на основе логического анализа текста учебника как основного средства обучения. В результате получается новый учебный текст, своеобразный ремикс текста учебника, представляющий собой мультимедийную обучающую среду для определённой темы.
Об авторе
Л. М. МанаковаРоссия
Манакова Людмила Михайловна – канд. пед. наук, доцент, кафедра общего и русского языкознания
Адрес: 656031 Барнаул, ул. Молодёжная, 55
Список литературы
1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
2. Калачинская Е.В. Образовательная технология «перевёрнутый класс» в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 78–84.
3. Тихонова Н.В. Технология «перевёрнутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74–78.
4. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. ISTE: International Society for Technology in Education, 2012. 122 p.
5. Жигалова А.В. «Перевёрнутое обучение» как одна из моделей обучения и особенности мотивации студентов при его использовании // Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития: Сб. научных трудов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ухта: Ухтинский гос. технический университет, 2016. С. 252–255.
6. Литвинова Г.С. Технология «Перевёрнутое обучение» в облачно-ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сб. статей. Могилев: Могилевский институт МВД, 2015. С. 233–247.
7. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin: Victoria Hawker Brownlow, 2014. 182 p.
8. Brewer R. Successful stories and conflicts: A literature review on the effectiveness of flipped learning in higher education // Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 34. Issue 4, August 2018. P. 409–416.
9. Kuo-Su Chen, Lynn Monrouxe, Yi-Hsuan Lu, Chang-Chyi Jenq, Yeu-Jhy Chang, Yu-Che Chang, Pony Yee-Chee Chai. Academic outcomes of flipped classroom learning: a meta-analysis // Medical education. Vol. 52. Issue 9. September 2018. P. 910–924. https://doi.org/10.1111/medu.13616
10. Schwarzenberg P., Navon, J., Nussbaum, M., et al. Learning experience assessment of flipped courses // Journal of Computing in Higher Education. Vol. 30. Issue 2, August 2018. P. 237–258. https://doi.org/10.1007/s12528-017-9159-8
11. Thakare R. Flipped Classroom: The Tool You Need to Create an eLearning Ecosystem. URL: https://elearningindustry.com/flipped-classrooms-thetool-you-need-to-create-an-elearning-ecosystem
12. Tucker C. Flipped Classroom: Beyond the Videos. 2012. April, 30. URL: https://catlintucker.com/2012/04/flipped-classroom-beyond-the-videos/
13. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
14. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 56–65.
15. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–157.
16. Бажанов В.А. Деятельностный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. И.Т. Касавин. М.: Канон+, 2009. С. 177.
17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-Еврознак, 2006. 633 с.
18. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевёрнутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 237–247.
19. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 80–88.
20. Коклевский А.В. «Перевёрнутое обучение» как эффективная медиатехнология профессиональной подготовки офицеров запаса в классическом университете // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сб. статей. Могилёв: Могилёвский институт МВД, 2017. С. 127–133.
21. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 345 с.
22. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
23. Манакова Л.М. Высказывание: комикс. URL: https://www.powtoon.com/m/bmuifvlFxpD/1/
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
25. Mayer R. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2009. 304 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511811678
26. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. СПб.: БХВ-Петербург, 2008. 464 с.
27. Бурняшов Б.А. Электронное обучение в учреждении высшего образования. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2017. 119 с.
28. Зенкина С.В., Кузнецов А.А., Панкратова О.П. Учебные материалы нового поколения. Lap Lambert Academic Publishing. 2013. 120 c.
29. Савинцева Н.В. Об интеграции электронных средств обучения с традиционными учебными средствами школьного курса математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 11. С. 147–150.
30. Schuler A. The integration of information in a digital multi-modal learning environment // Learning and Instruction. 2019. Vol. 59. Pp. 76–87.