Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Социокультурная компетентность как показатель качества профессиональной подготовки специалиста

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-95-102

Аннотация

В статье вводится понятие «социокультурная компетентность» применительно к результатам обучения по различным направлениям профессиональной подготовки выпускника современного вуза (бакалавра), обосновывается актуальность такого расширения концептуального аппарата педагогики и практики в контексте современных социокультурных трендов. Определяется проблема универсальной значимости социокультурной компетентности, её востребованности в рамках всех направлений подготовки современного специалиста. Социокультурная компетентность рассматривается как интегративное, надпрофессиональное свойство личности, обеспечивающее успех профессиональной деятельности в межкультурной и международной среде в условиях глобализирующегося мира. «Социокультурная компетентность» трактуется автором как понятие более широкое, чем профессиональная компетентность и не сводимое к лингвосоциокультурной компетентности, формируемой в процессе языковой подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Задачи статьи: выявление структурных компонентов социокультурной компетентности личности специалиста, изучение уровня её развития у студентов первого курса (на примере вуза международного профиля). Анализ структуры социокультурной компетентности осуществлялся с учётом философских и психологических аспектов концепции социокультурной модернизации образования. Уровень социокультурной компетентности обучающихся определялся с помощью специально разработанной автором анкеты. Обосновывается правомерность рассмотрения социокультурной компетентности как показателя качества профессиональной подготовки выпускника современного вуза.

Об авторе

Е. Э. Шишлова
МГИМО МИД России
Россия

Шишлова Екатерина Эдуардовна – канд. пед. наук, доцент

Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Касаткин П.И., Силантьева М.В. Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 137–149. DOI: 10.17976/jpps/2017.06.10

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. C. 8–14.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18–21.

4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. 214 c.

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

6. Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Стацук Е.В. Определение сформированности социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 1 (15). С. 119–126.

7. Romanenko N.M. The formation of research abilities in students qualified in international relations on the example of active forms and methods of scientific activity // Astra Salvensis. 2019. Supplement no. 1. Р. 289–311.

8. Language Learning and Teacher Education. A Sociocultural Approach / M.R. Hawkins (Ed). Multilingual Matters, 2004. 208 p.

9. Liendo P.J. A pragmatic approach to teaching intercultural competence to trainee teachers and translators // Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. 2012. No. 5(2). Р. 57–72. URL: https://laclil.unisabana.edu.co/index.php/laclil/article/view/2721

10. Neuner G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning // Language Teaching. 1996. Vol. 29. Issue 4. P. 234–239. DOI: 10.1017/S0261444800008545

11. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86.

12. Теркина А.В. Инновация как социокультурный феномен // Аналитика культурологии. 2015. № 2 (32). С. 12–17.

13. Шишлова Е.Э., Курицын И.А. Скрытое содержание профессионального языкового образования в социокультурном измерении // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 709–722.


Рецензия

Просмотров: 916


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)