Проект «национальный исследовательский университет» – драйвер российского высшего образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-22-34
Аннотация
В статье изложены результаты анализа реализации программ развития национальных исследовательских университетов за период 2008–2018 гг. Проведён анализ деятельности национальных исследовательских университетов (НИУ) в сравнении с другими стратегическими инициативами в области высшего образования России (проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров; проект «федеральный университет», поддержка программ стратегического развития государственных образовательных организаций высшего образования; проект «Развитие сети опорных университетов»; поддержка устойчивых взаимоотношений между образовательными организациями высшего образования и региональными предприятиями и организациями в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»). Анализ проводился по 41 количественному и 11 качественным показателям. На основе анализа различных источников установлено, что реализация программ развития сети НИУ в целом успешна и позитивно влияет на развитие российского образования. Наибольшее влияние на повышение конкурентоспособности российского образования в мире показали участники «Проекта 5-100».
Ключевые слова
Об авторах
А. В. БерестовРоссия
Берестов Александр Васильевич – канд. социол. наук, доцент, зам. директора Института физико-технических интеллектуальных систем
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
А. И. Гусева
Россия
Гусева Анна Ивановна – д-р техн. наук, проф., кафедра экономики и менеджмента промышленности
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
В. М. Калашник
Россия
Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
В. И. Каминский
Россия
Каминский Владимир Ильич – д-р техн. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
С. В. Киреев
Россия
Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
С. М. Садчиков
Россия
Садчиков Сергей Михайлович – канд. тех. наук, доцент, зам. директора Центра мониторинга и рейтинговых исследований
Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
Список литературы
1. Жураковский В.М., Аржанова И.В. Развитие системы НИУ: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 47–54.
2. Аржанова И.В., Жураковский В.М., Воров А.Б. Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 53–61.
3. Жураковский В.М., Воров А.Б. Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 18–27.
4. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100–116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116
5. Щеголева Л.В., Гуртов В.А., Пахомов С.И. Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 21–35. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35
6. Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”: трансформации для долгосрочного устойчивого развития (интервью с ректором М.Н. Cтрихановым) // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 96–100.
7. Baryshev G.K., Berestov A.V., Bozhko Yu.V., Konashenkova N.A. Application of Interactive Technologies in Engineering Education in the Research University // Handbook of Research on Engineering Education in a Global Context / Eds: Smirnova E.V., Clark R.P. IGI Global, 2018. P. 198–206. DOI: 10.4018/978-1-5225-3395-5.ch018
8. Задорожнюк И.Е., Киреев С.В. Рейтингование вузов: социологическое обеспечение // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 55–65.
9. Задорожнюк И.Е., Калашник В.М., Киреев С.В. Московский международный рейтинг вузов в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 31–40.
10. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистем // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81–87. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.15
11. Белокрылова О.С., Бережной И.В. Место и роль вузовской науки в формировании инновационного потенциала региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 94–97.
12. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.Н. О подходах к оценке вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 23–35. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-23-35