Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-51-64

Аннотация

В статье представлен сравнительный обзор моделей реализации аспирантских программ в области наук об образовании в ведущих мировых университетах. В фокусе анализа находились следующие аспекты функционирования института аспирантуры: 1) организация учебного процесса, 2) набор на аспирантские программы, 3) образовательная программа и учебная нагрузка, 4) принципы и механизмы отслеживания прогресса в деятельности аспиранта, 5) процедуры завершения образовательной программы и защиты диссертации. Определяются ключевые отличия сложившейся на сегодня отечественной модели аспирантской подготовки, а именно: ригидность правил приёма – практически не учитываются предыдущие достижения абитуриентов; зачастую слабая нацеленность образовательной программы на развитие “мягких навыков”; традиционный подход к организации, поддержке и оценке учебной и исследовательской работы обучающихся, основанный на схеме «научный руководитель – аспирант». Обсуждаются возможности коррекции возникающих трудностей за счёт использования международного опыта.

Об авторах

С. К. Бекова
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Россия

Бекова Сауле Каэржановна – научный сотрудник

Адрес: 101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Е. А. Терентьев
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Россия

Терентьев Евгений Андреевич – канд. социол. наук, ст. научный сотрудник

Адрес: 101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10 



Список литературы

1. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 5–16.

2. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(5). С. 54–66; Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. №3. С. 8-42. DOI: 17323/1814-9545-2019-3-8-42

3. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 130–146. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-130-146

4. Pearson M. Framing research on doctoral education in Australia in a global context // Higher Education Research & Development. 2005. Vol. 24. No. 2. P. 119–134.

5. Kehm B.M. Doctoral education in Europe and North America: A comparative analysis // The Formative Years of Scholars / Teichler U. (Ed). Series: Wenner-Gren International Series (83). Portland Press: London. P. 67–78.

6. Melles G. Global perspectives on structured research training in doctorates of design – what do we value? // Design Studies. 2009. Vol. 30. No. 3. P. 255–271.

7. Nerad M. Globalization and its impact on research education: Trends and emerging best practices for the doctorate of the future // Quality in postgraduate research: Knowledge creation in testing times. ANU: Canberra, 2006. P. 5–12.

8. Lipschutz S.S. Enhancing success in doctoral education: From policy to practice // New Directions for Institutional Research. 1993. No. 80. P. 69–80.

9. Малошонок Н.Г. «Студент» или «молодой учёный»: мнения научных руководителей о предпочтительной модели аспирантской подготовки в российских университетах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 278–303.

10. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L., Van Deynze F., Seeber M., Huisman J. (2019) Doctoral education in Europe today: approaches and institutional structures. EUA CDE. URL: https://www.eua-cde.org/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019.pdf

11. Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Т. 43. No. 3. С. 524–541.

12. McCormack C. Is non‐completion a failure or a new beginning? Research non‐completion from a student’s perspective // Higher Education Research & Development. 2005. Vol. 24. No. 3. P. 233–247.

13. Ampaw F., Jaeger A.J. The effect of labor market conditions and financial aid packages on degree completion of doctoral students // Annual meeting of Association for Institutional Research. Chicago, 2010.

14. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. No. 2. P. 195–211.

15. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2019. P. 1–13. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648

16. Watts J.H. Team supervision of the doctorate: Managing roles, relationships and contradictions // Teaching in Higher Education. 2010. Vol. 15. No. 3. P. 335–339. DOI: https://doi.org/10.1080/13562511003740908

17. Kobayashi S., Grout B., Rump C.Ø. Interaction and learning in PhD supervision – a qualitative study of supervision with multiple supervisors // Dansk Universitetspædagogisk Tidsskrift. 2013. Vol. 8. No. 14. P. 13–25.

18. Robertson M.J. Team modes and power: Supervision of doctoral students // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36. No. 2. P. 358–371.

19. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

20. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. №. 7. С. 89–97.

21. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. (Современная аналитика образования. Вып. 15). М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с.

22. Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74–84.

23. Schiermeier Q. Pity poor postdocs // Nature. 2005. No. 434. P. 540-541. DOI: 10.1038/nj7032-540a

24. Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Миронос А.А., Половинкина Е.О., Рыбаков Н.В. Исследовательские школы как драйвер развития аспирантуры нового типа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 133–146.

25. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура – аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5(201). С. 21–32.


Рецензия

Просмотров: 884


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)