Принципы «устойчивого развития» для преподавателя инженерных дисциплин
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-6-75-82
Аннотация
В данной статье обоснован и детально представлен процесс разработки и включения курса «Устойчивое развитие» в сертифицированную международную программу повышения квалификации преподавателей инженерных дисциплин.
В рамках проекта программы ERASMUS + ENTER был создан консорциум для наращивания потенциала инженерных вузов путём усиления подготовки инженерных педагогов с помощью применения инновационных подходов инженерной педагогики. Одной из задач проекта является создание нового международного подхода к разработке многоуровневой модульной системы послевузовской профессиональной педагогической подготовки преподавателей инженерных дисциплин.
После тщательного анализа рынка образовательных услуг, требований вузов и потребностей преподавателей была разработана формальная программа обучения. Одним из основных курсов этой программы является модуль «Устойчивое развитие». Основная цель этого курса – помочь педагогам разработать стратегию интеграции принципов устойчивого развития в инженерное образование в целом.
Об авторах
Ж. К. КвадрадуПортугалия
Квадраду Жозе Карлуш – д-р техн. наук, проф., вице-президент
Адрес: Rua Dr. Roberto Frias 4200-465, Porto
М. Ф. Галиханов
Россия
Галиханов Мансур Флоридович – д-р техн. наук, проф., директор Института дополнительного профессионального образования
Адрес: 420015, ул. К. Маркса, 68 г. Казань
К. К. Зайцева
Россия
Зайцева Ксения Константиновна – канд. пед. наук, доцент
Адрес: 634050, Проспект Ленина, 30, г. Томск
Список литературы
1. Drake, S. & Reid, J. (2018). Integrated Curriculum as an Effective Way to Teach 21st Century Capabilities. Asia Pacific Journal of Educational Research. No. 1, pp. 31-50.
2. Filho, W.L., Nesbit, S. (Eds). (2016). New Developments in Engineering Education for Sustainable Development. Switzerland: Springer. DOI: 10.1007/978-3-319-32933-8
3. Sivapalan, S., Clifford, M.J., Speight, S. (2016). Engineering Education for Sustainable Development: Using Online Learning to Support the New Paradigms. Australasian Journal of Engineering Education. Vol. 21, no. 2, pp. 61-73, DOI: 10.1080/22054952.2017.1307592
4. Wiek, A., Withycombe, L., Redman, C.L. (2011). Key Competencies in Sustainability: A Reference Framework for Academic Program Development. Sustainability Science. Vol. 6, no. 2, pp. 203-218. DOI: http://doi.org/10.1007/s11625-011-0132-6
5. Fonseca, A., Macdonald, A., Dandy, E., Valenti, P. (2011). The State of Sustainability Reporting at Canadian Universities. International Journal of Sustainability in Higher Education. Vol. 12, no. 1, pp. 22-40. DOI: http://doi.org/10.1108/14676371111098285
6. Tejedor, G., Segalàs, J., Rosas-Casals, M. (2018). Transdisciplinarity in Higher Education for Sustainability: How Discourses Are Approached in Engineering Education. Journal of Cleaner Production. Vol. 175, pp. 29-37. DOI: https://doi:10.1016/j.jclepro.2017.11.085
7. Kolmos, A., Hadgraft, R.G., Holgaard, J.E. (2016). Response Strategies for Curriculum Change in Engineering. International Journal of Technology and Design Education. Vol. 26, issue 3, pp. 391- 411. DOI: https://doi:10.1007/s10798-015-9319-y
8. Dancz, C.L.A., Bilec, M.M., Landis, A.E. (2018). Active Experiential Sustainable Engineering Module for Engineering Education. Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. Vol. 144, issue 1. DOI: https://doi:10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000345
9. Ketchman, K., Dancz, C.L.A., Burke, R.D., Parrish, K., Landis, A.E., Bilec, M.M. (2017). Sustainable Engineering Cognitive Outcomes: Examining Different Approaches for Curriculum Integration. Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. Vol. 143, issue 3. DOI: https://doi:10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000324
10. McWhirter, N., Shealy, T. (2020). Case-Based Flipped Classroom Approach to Teach Sustainable Infrastructure and Decision-Making. International Journal of Construction Education and Research. Vol. 16, issue 1 pp. 3-23. DOI: https://doi:10.1080/15578771.2018.1487892
11. Quadrado, J.C., zaitseva, K.K. (2019). New Pedagogical Approaches to Induce Sustainable Development Goals. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 3, pp. 50-56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-50-56
12. Fischer, D., Jenssen, S., Tappeser, V. (2015) Getting an Empirical Hold of the Sustainable University: A Comparative Analysis of Evaluation Frameworks across 12 Contemporary Sustainability Assessment Tools. Assessment & Evaluation in Higher Education. Vol. 40, no. 6, pp. 785-800. DOI: 10.1080/02602938.2015.1043234
13. (2015). World Federation of Engineering Organizations, WFEO Engineers for a Sustainable Post 2015, Congress on Engineering Education for Sustainable Development. Available at: http://www.wfeo.org/wp-content/uploads/declarations/Beirut_declaration_2015.pdf
14. Huntzinger, D.N., Hutchins, M.J., Gierke, J.S., Sutherland, J.W. (2007). Enabling Sustainable Thinking in Undergraduate Engineering Education. International Journal of Engineering Education. Vol. 23, no. 2, pp. 218-230.
15. Graham, R. (2018). The Global State of the Art in Engineering Education. Technical Report, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge.
16. Henderikx, P., Jansen, D. (2018). The Changing Pedagogical Landscape: In Search of Patterns in Policies and Practices of New Modes of Teaching and Learning. European Association of Distance Teaching Universities (EADTU). Available at: https://eadtu.eu/documents/Publications/LLL/2018_-_The_Changing_Pedagogical_Landscape.pdf
17. Kamp, A. (2016). Engineering Education in the Rapidly Changing World: Rethinking the Vision for Higher Engineering Education. 2nd rev. ed. Delft: TU Delft, Faculty of Aerospace Engineering. Available at: https://www.4tu.nl/cee/en/publications/vision-engineering-education.pdf