Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сравнительный анализ подходов к обучению студентов с нарушением слуха и студентов без нарушений здоровья в техническом вузе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-92-101

Аннотация

В работе приводится сравнительный анализ подходов к обучению естественнонаучным дисциплинам студентов с нарушением слуха и студентов без нарушений здоровья. Ключевой проблемой обучения первых в техническом вузе является ограниченная содержательная доступность дисциплин естественнонаучного цикла. Они могут осваивать эти дисциплины только в качестве субъектов адаптированных (инклюзивных) основных профессиональных образовательных программ с созданием для них особых условий обучения. Элементом особых образовательных условий является поддержка студентов дополнительным адаптационным курсом с направленностью на индивидуализированное обучение с применением ряда когнитивных технологий. Поэтому предложенный авторами подход носит компенсаторный характер. Он позволяет преподавателям идентифицировать индивидуальные образовательно-реабилитационные потребности студентов с нарушением слуха и реализовывать их с применением организационно-технологических и педагогических решений, выравнивая тем самым их возможности в обучении с возможностями студентов без нарушений здоровья. Благодаря применению вспомогательных средств и технологий, совместимых с образовательной средой, возможно сделать её доступной для различных категорий студентов.

Об авторах

О. А. Орешкина
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Россия

Орешкина Ольга Алексеевна – ст. преподаватель

Адрес: Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1



П. В. Слитиков
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Россия

Слитиков Павел Владимирович – д-р хим. наук, доцент

Адрес: Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1 



Список литературы

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5–16.

2. Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 50–59. DOI: 10.17759/ pse.2017220106

3. Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Концептуальные подходы к проектированию ключевых направлений организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 87–96. DOI: 10.17759/pse.2017220208

4. Oreshkina O.A., Gourov A.A. Solving the problem of limited content accessibility in natural science disciplines for students with hearing impairments in technical university // IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON2019, April 9–11, 2019, Dubai, UAE. P. 350–351. Art. no. 8725219. DOI: 10.1109/EDUCON.2019.8725219

5. Braun D.C., Clark M.D., Marchut A.E., Solomon C.M. et al. Welcoming Deaf Students into STEM: Recommendations for University Science Education // CBE Life Sci Educ. 2018. Vol. 17. No. 3. Es 10. DOI: 10.1187/cbe.17-05-0081

6. Mather S.M., Clark M. D. An issue of learning: The effect of visual split attention in classes for deaf and hard of hearing students. Odyssey: New Directions in Deaf Education, 2012, р. 20–24.

7. Орешкина О.А. Поддержка студентов с нарушением слуха в освоении естественнонаучных дисциплин в техническом вузе в инклюзии // Наука и образование: электронный научный журнал. 2016. № 7. С. 315–325.

8. Орешкина О.А., Двуличанская Н.Н. Формирование специальных компетенций у студентов с нарушениями слуха в условиях технического вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 140–151. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-140-151

9. Волков А.А., Орешкина О.А. Информационно-коммуникационные технологии проектного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Естественные науки. 2013. № 3. С. 117–130.

10. Gehret A.U., Trussell J.W., Michel L.V. Approaching Undergraduate Research with Students Who Are Deaf and Hard-of-Hearing // Journal of Science Education for Students with Disabilities. 2017. Vol. 20. Issue 1. P. 20–35. DOI: 10.14448/jsesd.08.0002

11. Marschark M., Sapere P., Convertino C., Seewagen R. Access to postsecondary education through sign language interpreting // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Nо. 1. P. 15–26.

12. Grooms C. Interpreter competencies in science, technology, engineering, and mathematics as identified by deaf professionals (master’s thesis). Western Oregon University, Monmouth, Oregon. 2015. URL: https://digitalcommons.wou.edu/theses/18

13. Каштанова С.Н., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А. и др. Основы безбарьерной дидактики в системе инклюзивного высшего образования: учёб. пособие для преподавателей вузов. Н. Новгород: Изд-во Мининского унта, 2017. 76 с.


Рецензия

Просмотров: 631


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)