Цифровые горизонты развития педагогического образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-113-121
Аннотация
Глобальные вызовы современности, отражающие сущностные черты четвёртой промышленной революции (иной технологический уклад, искусственный интеллект, интернет вещей, изменившаяся архитектура и субъектность рынков труда, киберсоциализация), напрямую связаны с цифровой трансформацией повседневной жизни. Это требует от человека овладения соответствующими компетенциями и, как следствие, обусловливает существенные преобразования всех практик образования в контексте их обогащения цифровой компонентой. Становится актуальным выявление характеристик этих преобразований, обнаружение новых видов педагогического действия и проектирование новых форматов педагогического образования в логике его непрерывности. Статья имеет целью представление авторского видения таких форматов на целевом, организационном и
деятельностно-технологическом уровнях. В заданной тематической линии осмысливается региональный опыт реализации проектов модернизации практик высшего педагогического образования на основе ФГОС ВО 3++ (бакалавриат, магистратура), опыт выполнения национального проекта «Образование» (федеральный проект «Цифровая образовательная среда») в аспекте повышения квалификации педагогических кадров Томской области с учётом нацеленности развития научно-образовательного комплекса региона на кооперацию и консолидацию ресурсов по модели «Большого университета». Обозначены ориентиры стратегического развития Томского государственного педагогического университета, сопряжённые с задачами его цифровизации. Показаны условия и перспективы цифровой трансформации отечественной системы непрерывного педагогического образования.
Об авторах
А. Н. МакаренкоРоссия
Макаренко Андрей Николаевич – д-р физ.-мат. наук, доцент, ректор
Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
Л. Г. Смышляева
Россия
Смышляева Лариса Германовна – д-р пед. наук, доцент, проректор по развитию
Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
Н. Н. Минаев
Россия
Минаев Николай Николаевич – д-р экон. наук, проф., декан факультета экономики и управления
Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
О. М. Замятина
Россия
Замятина Оксана Михайловна – канд. техн. наук, доцент, ректор
Адрес: 634034, г. Томск, ул. Пирогова, 10
Список литературы
1. Шваб К. Четвёртая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
2. Голинкофф Р.М., Хирш-Пасек К. Знать или уметь? 6 ключевых навыков современного ребёнка / Пер. с англ. И. Матвеевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 368 с.
3. Ардашкин И.Б., Суровцев В.А. К вопросу об эпистемологии смарт-технологий и их визуализации: ведёт ли смарт-образование к смартэпистемологии? // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. №. 4. С. 9–35.
4. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 c.
5. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Проективный консалтинг на «оси синтактики» // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 169–185.
6. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. №4. С. 282–304. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-282-304
7. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193.
8. Бороненко Т.А. Кайсина А.В. Федотова В.С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167–193. DOI: 10.32744/pse.2019.2.14
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ. 2019. 343 с.
10. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13.
11. Солдатова Г.В. Цифровое поколение, или Главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 3–6.
12. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html
13. Смышляева Л.Г., Нерадовская О.Р., Матвеев Д.М., Смышляев А.В. Образовательный потенциал интеграции неформального образования и практик магистерской подготовки педагогов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6. С. 122–132. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-122-132
14. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5–15.
15. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 144–152.
16. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 206–222.
17. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или Электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113–117;
18. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: о векторе развития // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 66–75.
19. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22
20. Акимутина А.А. Ситуационный центр как инструмент управления сферой образования в регионе // Инженерный вестник Дона. 2019. № 3(54). С. 18.