Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инициативы педагогической биоэтики

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-122-128

Аннотация

Особенность педагогической биоэтики заключается в разработке специфических инвариантных принципов и правил, которые допускают прогнозируемую вариативную интерпретацию в зависимости от конкретных аксиологических и коммуникативных ситуаций. Отмеченное семиотическое своеобразие актуализировано в связи с проектом коллаборации различных университетов в одном регионе. Успех проекта авторы видят в удовлетворении запроса на подготовку уникальных специалистов. В связи с этим педагогическую биоэтику авторы трактуют в качестве основы для обучения студентов защите своей индивидуальности и воспитания стремления к обретению уникального опыта. Представлены направления педагогической биоэтики, позволяющие: 1) преодолеть стандартизацию личности; 2) стать консалтингом для формирования индивидуальных образовательных траекторий; 3) выполнить функцию информированного согласия в условиях реализации инновационных технологий образования, основанных на достижениях нейрофизиологии и когнитивных наук; 4) в условиях интеграции университетов сыграть роль доминанты гуманитарного образования для преодоления «морального дальтонизма». Перечисленные инициативы педагогической биоэтики выдвинуты на основе результатов исследований в области визуальной семиотики.

Об авторах

М. С. Горбулёва
Томский государственный педагогический университет
Россия

Горбулёва Мария Сергеевна – канд. филос. наук, ст. научный сотрудник

Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



И. В. Мелик-Гайказян
Томский государственный педагогический университет
Россия

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна – д-р филос. наук, проф.

Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60 



Н. А. Первушина
Томский государственный педагогический университет
Россия

Первушина Нина Андреевна – науч. сотрудник

Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60 



Список литературы

1. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / Под ред. С.В. Вековшининой, В.Л. Кулиниченко. Киев, 2002. 216 с.

2. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.Б. Пределы роста / Пер. с англ.; предисл. Г. А. Ягодина. М.: Изд-во МГУ, 1991. 208 с.

3. Мелик-Гайказян И.В. Теория самоорганизации – основа современного экологического образования // Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 35–43.

4. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003. 465 p.

5. Горбулёва М.С. Визуальная составляющая бионических технологий в протезировании // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 92–109. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-92-109

6. Шестакова М.А. Визуализация философско-мировоззренческих оснований новоевропейского естествознания в ренессансной живописи // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 263–272. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-263-272

7. Белялетдинов Р.Р. Моральное биоулучшение и автономия: риск визуализации блага // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 254–267. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-254-267

8. Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности. Т. 1. // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. / Пер. с фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. 446 с.

9. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М.: ИФРАН, 2001. 177с.

10. Ковкель Н.Ф., Попова О.В. Проблемы применения семиотической методологии в современной юриспруденции и биоэтике // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 126–155. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-126-155

11. Михель Д.В. Медикализация как социальный феномен // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4. № 2 (60). C. 256–263.

12. Joussellin C., Mailenova F.G. L’objectivation du corps et nouvelles technologies // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 142–147. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-142-147

13. Тищенко П.Д., Юдин Б.Г. Звёздный час философии // Вопросы философии. 2015. № 12. С. 198–203.

14. Харрис Дж. Моральная слепота – дар божественной машины (Перевод Р.Р. Белялетдинова) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 244–253. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-244-253

15. Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А., Смышляева Л.Г. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределённости социальных сценариев // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 448. C. 83–90. DOI: 10.17223/15617793/448/10

16. Аванесов С.С. Университет и формирование урбанистической реальности // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268–276. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-268-276

17. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186– 201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201

18. Первушина Н.А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 194–205. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205

19. Kosslyn S.M., Koenig O.M. Wet mind: the new cognitive neuroscience. New York: The Free Press, 1992. 548 p.

20. Левитин Д. Организованный ум. Как мыслить и принимать решение в эпоху информационной перегрузки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 с.

21. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать её сегодня. М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. 608 с.


Рецензия

Просмотров: 482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)